Молдавия – страна небольшая, всего 3.5 миллиона жителей (а по данным переписи – и вовсе 3 миллиона). Меньше некоторых областей России. Вдвое меньше Донбасса. Примерно соответствует численности населения ЛНДР в текущих границах.
Казалось бы, ну неужели 3 миллиона жителей не могут договориться между собой, выбрать нормальную власть и развивать страну?
Оказалось, что не могут.
В Молдавии воспроизводятся все проблемы, характерные для большинства республик бывшего СССР – коррупция, олигархат, борьба за власть не вполне демократическими методами и так далее. И евроинтеграция, которая стала просто способом дальнейшего разграбления страны, вывода капитала за рубеж и все той же борьбы за власть.
Малый размер страны не обеспечил сближения власти и народа. Не стала народившаяся после 1991 года буржуазия более народной от того, что в маленькой стране "все друг друга знают".
Впрочем, это естественно. Если пройтись по небольшим городам России, где живет меньше ста тысяч человек – в них местные хозяева жизни не намного ближе к народу, чем в Москве, Киеве или Кишеневе.
Ситуация везде примерно одинакова – местная "илитка" отгораживается от народа высоким забором, ставит охрану, садится в крутые джипы, выбирается во власть и/или проплачивает чиновникам принятие нужных решений. И кладет на народ с прибором. Живет по принципу "проблемы индейцев шерифа не волнуют".
Что в Молдавии, что в Украине, что в России – примерно одно и то же.
Специфика в том, что в маленькой Молдавии события развиваются быстро – выделенные на евроинтеграцию деньги быстро украли, про это быстро стало всем известно и народ быстро вышел на улицы.
Украина побольше будет, в десяток раз, соответственно там можно еще год-другой воровать деньги, выделяемые МВФ и прочими западными фондами на интеграцию с Западом. И народ в Киеве тоже не так быстро выйдет на улицы, как в Кишиневе. То есть по заказу госдепа может выйти быстро, а вот против евроинтеграторов пойдет не сразу, только когда совсем уже прижмет.
Россия – еще больше размером и имеет ту специфику, что воруют российские чиновники и олигархи не западные деньги, выделяемые на евроинтеграцию, а российские, получаемые от экспорта сырья. А поток сырьевых денег практически бесконечен во времени, правда, очень конечен в объеме, особенно сейчас, когда упали цены на нефть. Но воровать в России в любом случае можно намного дольше, чем в Украине и тем более в Молдавии – ресурс очень большой. Закрома Родины очень уж велики. И терпение русского народа тоже поболе будет, чем у украинцев и молдаван.
Вышесказанное означает, что события в Молдавии интересны как модельный пример того, что в дальнейшем может происходить на Украине и возможно даже в России.
С Украиной аналогий больше всего. Обе страны встали на путь евроинтеграции. Обе страны на этом пути пока ничего, кроме проблем, не получили. Власть интегрирует страны в Европу и пилит бюджет, интегрирует и пилит, пилит и интегрирует. Развития – никакого.
Коррупция после начала евроинтеграции не уменьшилась ни в Украине, ни в Молдавии. Персоны во власти тоже преимущественно одни и те же.
Что улучшилось после начала евроинтеграции в Молдавии или Украине? Ничего!
Обе страны своим примером последовательно опровергают гипотезу времен 1991 года о том, что "отделимся от России и заживем".
Отделиться отделились, а зажить на широкую ногу пока не получилось.
Зажить не получилось не только по высоким европейским стандартам, но даже в сравнении с Россией уровень жизни сильно упал.
Правда в последнее время сторонники евроинтеграции ждут, что Россия развалится или оголодает, но возникает вопрос, а будет ли от этого легче украинцам и молдаванам? От того, что Россия испытывает экономические проблемы, ни украинцам, ни молдаванам доход не прибавляется.
Короче говоря, в Молдавии евроинтеграция уже практически зашла в тупик, а в Украине движение в тупик еще продолжается.
Впрочем, среди части протестующих молдаван есть мнение, что дело не в европейском пути, а в конкретных исполнителях, которых надо сменить и все будет хорошо. Но это заблуждение у них рано или поздно пройдет.
От перемены местами буржуа принцип их деятельности не меняется.
Можно сколько угодно менять местами представителей буржуазной элиты – результат будет один и тот же. Различия будут в деталях, в скорости разграбления страны, в уровне коррупции. А принцип останется прежним.
Проблема носит системный характер и заключается в образе мышления, в менталитете постсоветской буржуазии.
Что в Молдавии, что в Украине, что в России – на первом месте у буржуазии личное обогащение за счет ресурсов страны. Просто в России этот ресурс – сырье, в Украине – труба и евроинтеграция (то есть деньги, выделяемые на евроинтеграцию), а в Молдавии – трубы нет, остаются в основном деньги на евроинтеграцию.
Кстати, российская элита тоже занимается интеграцией с Западом, только не политической, а экономической, что и приводит к двойственной политике, когда Кремль пытается отстаивать политическую независимость, но при этом упорно "сватает" Западу экономику России.
Короче говоря, постсоветская буржуазия во всех республиках бывшего СССР очень похожа по менталитету и принципу действий.
И плоды ее примерно одни – разграбление стран, коррупция, разрушение экономики, вывод капиталов за рубеж и так далее. Просто события развиваются с разной скоростью и местной спецификой.
Молдавия за счет небольшого размера быстро движется к итогу деятельности постсоветской буржуазии и быстрее других осознает, к чему ведет прозападная политика.
Молдавия уже близка к ответу на вопрос, что страна получила в результате раздела СССР.
Молдавская оппозиция уже близка к консолидации. Правда единой программы у оппозиции пока нет, есть только общий враг, но консолидация против общего врага – тоже уже немало.
А главное – народ Молдавии созрел для того, чтобы критически оценить политику последних 25 лет. Созрел для того, чтобы задуматься не просто о смене фамилий, а о смене принципов. Потому что фамилии уже меняли не раз.
И то же самое касается Украины. Просто Украину еще не разворовали до той степени, до которой разворовали Молдавию. Украина еще не наелась политики евроинтеграции. На Украине еще не весь народ созрел к пересмотру политических принципов последних 25 лет.
Но Украина тоже созреет. И то, что сегодня происходит в Молдавии, через некоторое время будет в/на Украине. Конечно, будет своя специфика, но и много схожего тоже будет.
А потом – со своей спецификой что-то подобное будет в России.
Поэтому смотрим внимательно на происходящее в Кишиневе как на модель предстоящих событий в других республиках бывшего СССР.