Геноцид, расказачивание, раскулачивание…

By admin Jan 25, 2016

За что казаков истребляли по директиве Свердлова от 24 января 1919 года?

Факт репрессий против казаков в Советском Союзе настолько очевиден, что не требует доказательств. Но было ли это геноцидом или лишь расказачиванием сословия и раскулачиванием зажиточных слоев населения? Советскую позицию можно выразить словами шолоховского персонажа: «Казаки народ закоснелый, их придется ломать». Постсоветская версия однозначно указывает на директиву  ЦК РКП(б) о «поголовном истреблении» от 24 января 1919 года, подписанную Яковом Свердловым. В Терской области события тех лет отягощались еще и межнациональным вопросом.

Горцы за справедливость,  а казаки?

Именно 24 января, дата создания директивы, стало в новейшей России днемпоминовения казаков, погибших в первые годы советской власти, хотя на Северном Кавказе насилие над казаками началось гораздо раньше. Во-первых, советские декреты лишили их статуса, упразднив сословия, а во-вторых отняли земельные привилегии, декларируя передачу земли крестьянам. 

На II съезде народов Терека эти решения были поддержаны всеми, кроме казаков, что означало отторжение большей части казачьих наделов в пользу малоземельных горцев и безземельных иногородних.

Механизм передачи территорий не был прописан, но съезд дал карт-бланш горцам, которые  еще в 1917 году начали захватывать хутора и станицы. Ингуши нападали на Тарскую, Сунженскую, Фельдмаршальскую станицы, убивали население, невзирая на пол и возраст. В ответ казаки разоряли их аулы. 

Чеченцы сожгли до основания станицы  Кахановскую, разграбили Ильинскую и слободу  Хасан-Юрт.

Осетины заняли поместья близ станицы Ардонская, и за это позже были наказаны помещиками, вернувшимися с казаками. Однако впоследствии земли все же были переданы крестьянам горских селений.

Валерий Дзидзоев в книге «Белый и красный террор на Северном Кавказе», изданной в 2000-м году, объясняет экспроприацию казачьих угодий выполнением декретов советского правительства. Оно требовало справедливого распределения территорий.

Историк неоднократно указывает, что привилегированным положением казаков коренные народы и иногородние крестьяне были недовольны. В них видели притеснителей, вольно или невольно исполнявших волю «колониальных властей». Так что решения большевиков эти слои населения принимали на ура.

И столь же естественной была негативная реакция казаков, или «казачьих верхов», как подчеркивает Валерий Дзидзоев. Они не желали терять земельные наделы, хотя при этом их освобождали от воинской повинности и бремени снаряжения воинов в армию, давали свободу перемещения.

«Трудовое казачество» советская власть трогать изначально не собиралась. Поэтому часть казаков оказалась на стороне красных.

«Коммунистическая идеология в своей основе имела привлекательные черты. Самая главная  – это призыв к социальной справедливости, Естественно, какая-то часть казачества была вдохновлена такими лозунгами», – в комментарии КАВПОЛИТу отмечает казачий писатель, товарищ атамана Терского войскового казачьего общества Олег Губенко.

В своей книге «Терское казачье войско в XV- XXI вв» Олег Вячеславович  приводит данные советских энциклопедий о том, что при освобождении белогвардейцами Терской области были расстреляны тысяча казаков-красноармейцев и повешены около 300 сунженцев. Сколько всего было казаков на той и другой стороне в Гражданской войне в Терской области, историки не указывают.

«Станичный пролетариат» и другие

Были  и другие причины, по которым произошел раскол в среде самого казачества. Мемуаристы белого движения вспоминают, что казаки к моменту революции были недовольны засильем чиновников в руководстве Терского войска. Они возмущались тем, что войсковыми атаманами назначались не родовые терцы.

Историк терского казачества Феликс Киреев отмечает, что больше симпатий к большевикам проявляли станицы Пятигорского отдела, такие как Марьинская или Государственная (ныне Советская), поскольку они жили дальше от горцев.

С другой стороны, в сунженских станицах также Красная армия поверстала немало бойцов-казаков. По словам Феликса Киеева, тамошние казаки были недовольны чересполосицей, сложившейся на тех землях, упрекали в этом царя и сами были готовы к переселению и созданию компактной казачьей области.

Олег Губенко добавляет, что  при формировании Сунженской линии, вопрос о переселении из кубанских станиц решался по жребию. И когда эта участь выпадала крепким и богатым  казакам, они вместо себя нанимали людей, готовых за большую сумму денег ехать, куда угодно.

– Как правило, это была беднейшая часть казачества, которой нечего было терять, – отмечает товарищ атамана. –  Я встречал термин «станичный пролетариат» с применением  к казакам  сунженских станиц. Один из исследователей писал, что есть категория казаков, которая не имеет хозяйства и не хочет им заниматься, а нанимается на лесной промысел».

В результате терское казачество, которому, казалось бы, для самосохранения во враждебной ему среде необходимо было единство, поделилось на белых и красных. Казаки противостояли друг другу при «осаде Грозного», во время  «сунженского восстания» и «Владикавказского мятежа».

 «Вот тебе, сукин сын, советская власть»

О трагическом разломе, который прошел по терским семьям, красноречиво говорит эпизод, пересказанный Олегом Губенко:

– В Минераловодском районе проживает старик 1927 года рождения. Его отец был красный, а дед – белый. Он рассказывал, как его отца, участника сунженских красноармейских отрядов, уводили чекисты, несмотря на его заслуги  перед советской властью, а он, мальчик четырех-пяти лет стоял с бабкой у ворот. И она кричала вслед арестованному: «Вот тебе, сукин сын, советская власть!»

Григорий Орджоникидзе, который после восстания во Владикавказе фактически подарил ингушам четыре казачьих станицы, позже докладывал в Смольный, что казаки станиц Самашкинской, Романовской и Ермоловской сдались без боя и перешли под красные знамена, что  «среди терского казачества решительный перелом».

Но тот же Орджоникидзе лоббировал карательные мер против казаков. Причем репрессий в 1919 году, а затем в 30-е годы не избежали и те, кто изначально был лоялен советской власти. Казаков выселяли семьями, отнимали имущество, ссылали и даже расстреливали.

Такое отношение власти даже критикующий казачьи привилегии Валерий Дзидзоев считает несправедливым. Но если учесть, что большевики в казачьих регионах видели будущую Вандею, то понятно, почему они считали необходимым полное истребление казаков «на всякий случай».

Мифы и реальность о зверствах белых и красных

Осетинский историк многократно обращается к теме бесчинств казаков под руководством белых командиров, когда власть красных ненадолго пала. Он пишет, что на горцев накладывались непосильные контрибуции, и не выполнявшие их поселения подвергались уничтожению. Были разграблены Насыр-Корт, Экажево, Сур-хахи, Долаково и Кантышево, 20 чеченских аулов, села Малой Кабарды Ахлово, Инороково, Бороково .

– Жестокость казаков к местным народам доходила до лютой ненависти, – пишет он, повторяя через несколько строк,  что «взаимная ненависть казаков и горцев стала носить явно патологический характер».

На взгляд Феликса Киреева, зверства белых были преувеличены советской пропагандой, чтобы оправдать уничтожение терского казачества.

– Против горцев казаки в прямом смысле не выступали. От них были только ответные действия.  Конечно, они могли повести себя в каких-то делах жестко, но не настолько это было масштабно, как потом это преподнесли, – напомнил он.  – Казаков насильно выселяли из Тарской и других станиц, и это началось задолго до прихода Деникина. В конце 1917 года был убит войсковой атаман Караулов, когда белых еще там не было.

Исследователь истории терцев привел в качестве примера подтасовок советские данные о том, что в годы Гражданской войны во Владикавказе было убито белыми 15 тысяч красноармейцев. «Но на самом деле, в этой цифре учитывались  умершие от тифа. Армия, которая сама насчитывала 10-20 тысяч человек, столько не будет убивать, – пояснил он. – К тому же, в Гражданскую войну было так: кого повязали, брали в свои части, и они дальше воевали уже на другой стороне».

Массовых расстрелов со стороны белоказаков не было, утверждает Феликс Киреев. А вот когда Владикавказ снова заняли красные во главе с Орджоникидзе, репрессии приняли более серьезный характер.

Но опять же говорить о десятках тысяч убитых  терских казаков не приходится.  Документальных подтверждений расстрела в марте 1919 года, в память о котором под Бесланом сейчас возвышается курган, Феликс Киреев не нашел.

Сунженские станицы в то время действительно выселялись, но позже большинство казачьих семей были обнаружены во Владикавказе, близлежащих станицах и Пятигорском районе. При переселении были расстреляны около 30 человек, но никак не 35 тысяч. Такое массовое убийство наверняка отразилось бы в белоэмигрантской прессе.

Тем не менее факт геноцида историк подтверждает. «Их уничтожали и выселяли именно потому, что они казаки, – подчеркивает наш собеседник. – После репрессий почти никто не возвращался. Особенно офицеры. Я как-то писал о братьях Федюшкиных из станицы Червлёная. Там в одной семье были  одни полковники и генералы. Троих из них арестовали в Баку. Один был расстрелян вместе с женой. Двое умерли. Младшее поколение уехало, и сейчас их потомки живут в разных странах мира.  Терское войско было ликвидировано как административное образование. Казаков последовательно уничтожали, как класс, о чём и говорится в директиве Свердлова».

Раскулаченные до погибели

Атаман Ставропольского городского казачьего общества Александр Печников ведет свою родословную от казаков станицы Ищерской, по которым тоже прошёлся каток репрессий.

«Отец моей прабабушки Нестор Кудрявцев имел 14 детей. Его сослали в Сибирь, отобрав всё имущество – мельницу, пекарню.  Младший брат ездил его искать, и там ему рассказали, что Нестор умер на работах. Это было примерно в начале 20-х годов.

Прадеда моего Архипа Земцова, в честь которого я назвал младшего сына, тоже раскулачили. Их было семеро братьев, они все воевали на фронте во время Первой мировой войны. Вернувшись, дед восстановил пекарню.

По маминой линии Рябовы после раскулачивания из Ищёрской переехали в Калиновскую. Бабушка говорила, что мужчины все в лес ушли, а имущество закопали. Последний сундук, о котором бабушка вспомнила, я с нею выкапывал в начале двухтысячных. Из него она мне дала икону Николая Угодника, моей сестре   – Спаса. И книга там была, напечатанная еще при Алексее Тишайшем, втором Романове».

Раскулачивание зажиточных казаков  уничтожало семьи с детьми, женщинами  и стариками. Если их не расстреливали, как новомарьинских стариков в Ставрополе в районе Холодных родников, то они умирали от голода и болезней.

Геноцидом всё это начали назвать в 90-х годах прошлого века. Говорили про 3 миллиона казаков, погибших от красного террора, хотя эти данные некоторые историки оспаривают.

Подергался сомнению и сам термин «геноцид» по отношению к политике расказачивания. Более правильным ученые предлагали считать понятие «стратацид», поскольку казачество уничтожали как социальный слой.

Когда с устоями казачьей жизни было покончено, коммунисты вернули казакам право призываться  в армию. Их героизм и готовность сложить голову за Отечество в годы Второй мировой войны снова воспевались, но то было уже другое казачество, не представлявшее опасности для советской власти.

Светлана Болотникова

Источник: kavpolit.com

By admin

Related Post

Leave a Reply