После каждой встречи крупных и малокалиберных политиков Вашингтона и Москвы, вроде той, что прошла недавно в Калининграде, украинские и российские аналитики, кто во что горазд, пытаются понять, о чем шла речь. Кого сливают-то — Украину или, наоборот, Донбасс? А на каких условиях? Многие даже углядели аналогию с «мюнхенским сговором» 1938 г., на котором судьба Чехословакии решилась без ее участия.
Но нэнька-Украина — это вам не безропотная Чехословакия. Нэнька-Украина — страна победившего Майдана, известная на весь мир. С ее мнением невозможно не считаться. Я бы даже сказал, именно она определяет повестку глобальных игроков в последние два года.
Ради нее, ради удовлетворения ее священных амбиций и поруганной чести были объявлены санкции России, а цены на нефть свалились в штопор. Можно уверенно утверждать, что Петр Порошенко, Арсений Яценюк — это те люди, которые управляют мировыми процессами, заставляя великие державы плясать под их дудку — например, выдавать Украине кредиты. Хотя всем давно известно, что отдать их ей нечем.
Ради нее МВФ поменял свои правила, и теперь может кредитовать даже страны, объявившие дефолт — это ли не всемирная перемога? Вчера в Давосе, например, директор-распорядитель фонда Кристин Лагард провела переговоры с Петром Порошенко о третьем транше, который Фонд задолжал Украине еще за прошлый год. Явно против своей воли, ведь встречаться с украинским президентом ей не хотелось.
Но кто такая глава МВФ по сравнению с Петром Порошенко? Выкрутили руки женщине и заставили сесть за стол переговоров. А после она даже что-то ободряюще пролепетала о том, что к подписанию меморандума о взаимопонимании стороны близки, как никогда.
Лучше б дала денег, конечно, но такая перемога стала бы слишком легкой.
В этой ситуации, заметьте, опять сказалась влиятельность Украины. Кристин Лагард могла бы отказаться от встречи — мол, сначала реформы, потом повидаемся. И никто бы ее не осудил. Не тут-то было. Уверен, что и весь экономический форум в Давосе был организован ради этой встречи. Во всяком случае, форум этого года — наверняка.
Как и форум прошлого года, на котором блистал Петр Порошенко с крашеной металлической пластиной, символизирующей обломок взорванного автобуса. Кто бы, кроме украинского президента, додумался привезти с собой вырезанный болгаркой обломок? Никто, конечно. А Петр Порошенко заставил себя слушать видных экономистов, вынудил их смотреть на крашеную железяку. Исключительно из-за собственного скудоумия они так и не поняли, какое отношение она имеет к глобальным вызовам, стоящим перед планетой.
Очень влиятельный и упрямый человек. Имеет свой стиль в международной политике.
В этом году, правда, устроители форума, продавшиеся Путину, урезали украинскую делегацию и уговорили сменить тему «Украинского ланча». Участники из Киева предложили обсудить российскую агрессию на Донбассе, а швейцарцы потребовали сформулировать название более абстрактно — что-то о глобальных тенденциях и инвестициях, имеющих отношение к Украине. Дескать, форум все же экономический, серьезный. Вы бы еще артистов привезли. Трусы, что с них взять.
«В этом году состав нашей делегации сокращен до минимума, многие не смогут попасть на официальное мероприятие и посетят только «Украинский ланч», — рассказала газете «Вести» политтехнолог Анна Быкова. — Причина — решение оргкомитета: он банально сократил квоту на наших представителей».
Но такие случаи редки. Чаще Украину все же внимательно слушают. Как и любую влиятельную страну.
Совершенно естественно, что мир ждал официального комментария Украины о встрече Суркова и Нуланд в Калининграде. Ведь внимательные наблюдатели знают, кто был настоящим, хотя и тайным, инициатором переговоров между Москвой и Вашингтоном. Конечно, Киев, кто ж еще.
И наконец слова прозвучали. «Тот факт, что такие переговоры проходят без нас за столом, не означает, что наши партнеры с нами не делятся. Мы на самом деле знаем, что эти переговоры проходят для нас, — сообщил директор Департамента политики и коммуникаций Министерства иностранных дел Украины Алексей Макеев. Более того, этот пока мало известный, но тоже очень влиятельный чиновник мирового уровня рассказал, как устроена нынешняя глобальная политика. — Когда встречаются наши американские партнеры с российскими, когда едут представители Германии и Франции в Россию, мы с ними согласовываем эти моменты. Мы делимся с ними информацией. Они сообщают нам об этих результатах, мы говорим на одном языке, поэтому эти переговоры не без нас, за нашей спиной, а они для нас».
Вот как, оказывается, обстоит дело.
Похоже, ни Франсуа Олланд, ни Ангела Меркель, ни Барак Обама шагу не могут ступить без согласия Петра Порошенко. Он им иногда позванивает и заставляет ехать в Москву на переговоры: «Отвлекись-ка, Ангела, от своих беженцев и езжай к Путину. И Франсуа прихвати. Пока летите, я сформулирую требования и перезвоню. Ждите».
А если должны встретиться чиновники рангом ниже, то Петр Порошенко им не звонит — не его уровень. Джону Керри отдает распоряжения глава МИДа Павел Климкин. А Виктории Нуланд — директор Департамента политики и коммуникаций МИД Украины. Наконец-то мы познакомились с этим серым кардиналом мировой закулисы.
Представляете, как Сурков удивился, когда Нуланд на переговорах в Калининграде, вместо того чтобы ответить на прямо поставленный вопрос, вдруг заюлила и сказала, что должна посоветоваться с Алексеем Макеевым? Поди и не понял, кто это такой. И напрягся в недоумении.
Теперь будет знать.
Все политические звезды первой величины перед встречами с россиянами согласовывают повестку с Киевом, а после встреч за закрытыми дверями первым делом звонят в Киев отчитываться, как все прошло. И еще поди заискивают, пересказывая детали: я, мол, в этот момент даже кулаком по столу стукнул — правильно сделал?
Я считаю, в корне неправильно. После каждого раунда переговоров в Москве или Калининграде все президенты, канцлеры и премьер-министры разных стран должны прилетать на Украину и отчитываться перед Майданом. Нечего шушукаться в мобильники.
Павел Шипилин.
Источник: pavel-shipilin.livejournal.com