Глава Сбербанка Герман Греф сегодня заявил, что считает нецелесообразной приватизацию кредитной организации в текущем году. Что известно Грефу, разбиралась «Экономика сегодня».
Напомним, что несколькими днями ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев анонсировал приватизацию двух крупнейших государственных банков – Сбербанка и ВТБ. Сейчас в МЭР готовят предложения по передаче акций в частные руки, для чего понадобится даже внести определенные изменения в законодательство.
Директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Михаил Хромов обращает наше внимание, что история с приватизацией госбанков – это две разных ситуации.
«Сбербанк находится на 50% плюс одна акция в собственности Центрального банка, остальные свободно обращаются на рынке, более 40% собственности Сбербанка принадлежит иностранным инвесторам. У ВТБ основной акционер – Правительство РФ, то есть Госкомимущество, поэтому механизм приватизации ВТБ и Сбербанка будет носить различный характер. Если деньги от продажи пакета акций ВТБ пойдут непосредственно в бюджет казначейства, то приватизация Сбербанка сначала увеличит средства Банка России, который тот уже будет через дополнительные законопроекты или напрямую по итогам года как часть прибыли передавать в бюджет», — объясняет нам экономист.
Так как у Сбербанка государству принадлежит 50% плюс 1 акция, то продажа хотя бы одной из них несет в себе потерю контроля над кредитной организацией. «Хотя больших последствий это иметь все равно не будет, потому что большинство клиентов Сбербанка ориентируется в первую очередь на название бренда, а не на то, сколько там процентов находится в собственности госорганов. Но, тем не менее, такой подход станет ключевым шагом, демонстрирующим намерение государства отказаться от владения крупнейшим банком в России», — продолжает Хромов.
У ВТБ при этом у него немного другая структура собственности, у него есть определенный резерв, где можно продать часть пакета акций, не потеряв контроль государства за самим банком. По мнению эксперта, здесь надо четко понимать какие цели преследует само государство, потому что с точки зрения наполнения бюджета цифры будут не очень большие. Даже если продать весь Сбербанк по текущему курсу, проблему дефицита такая сделка не решит.
«Если мы предполагаем, что внешнеполитическая конъюнктура будет оставаться достаточно долго в нынешнем состоянии, то проблема только пододвинется. Когда была последняя продажа пакета акций Сбербанка несколько лет назад, и ЦБ сократил свою долю до нынешней, основными покупателями тогда выступили нерезиденты. Соответственно сейчас вероятность того, что нерезиденты предъявят достаточно высокий спрос на госбанки, которые находятся под санкциями в основных юрисдикциях, достаточно низкая. С этой точки зрения конъюнкутра для продажи не очень удачная», — считает Хромов.
И Сбербанк и ВТБ находятся под санкциями с точки зрения привлечения долгосрочного финансирования. А покупка акций, вхождение в капитал является более долгосрочной операцией, более плотное ведение дел с банком, чем просто кредитование. Это будут ограничения если не прямые, то косвенные, придерживается своего мнения эксперт. Да и продажа госбанков даже внутри страны принесет меньшее количество средств в бюджет, чем если бы это было сделано несколькими годами ранее.
«Если преследовать иные цели, например, либерализация банковского рынка, уход от доминирующей роли госбанков, тогда возможно это имеет другой смысл, но это должно применяться в комплексе с другими мерами. Так как если на открытом рынке продать часть Сбербанка и часть ВТБ, то они от этого не перестанут быть крупнейшими банками со всеми вытекающими проблемами влияния на рынок.
Что касается слов Грефа, то у него немного иная позиция. Он находится изнутри Сбербанка, и к его словам нужно относиться с осторожностью. Все вышеперечисленные моменты им во внимание принимаются, но при этом у него наверняка есть еще какая-то инсайдерская информация, используя которую он может повлиять на положение Сбербанка на рынке. Понятно, что он лицо заинтересованное», — резюмирует свои размышления Михаил Хромов.
Андрей Петров
Источник: rueconomics.ru