Российское правительство в последние месяц изменило свою традиционно оптимистичную риторику и начало говорить о затяжной экономической депрессии. Уже не только эксперты, но и чиновники, все чаще говорят о новой норме России: дефицитных бюджетах, неминуемом падении доходов населения и росте безработицы. Это очень страшное открытие для большинства россиян, но, оказывается, нефть из волшебного эфира и главной российской скрепы превратилась в обычный товар, который может запросто рухнуть в цене в 3-4 раза. Попробуем разобраться, почему же чиновники начали признавать истинное положение дел.
В годы процветания, основанного на завышенной нефтяной ренте, российского обывателя приучили к очень простой модели развития национальной экономики. В рамках этой конструкции обмен энергоносителей на все остальное является приемлемой и успешной стратегией. Какое-то время все действительно шло вполне благополучно.
Еще несколько лет назад российская экономика пухла от нефдедолларов. Бездельник в московском офисе мог запросто протирать штаны на зарплате западного топ-менеджера, а о несметных богатствах и показной расточительности коррумпированных русских вельмож по миру ходили легенды.
Еще несколько лет назад глава «Газпрома»Алексей Миллер строил грандиозные планы по доведению капитализации компании до 1 трлн долларов. Стоимость газа тем временем приближалась к отметке 500 долларов за 1 тыс. кубометров. Монополист кормил россиян обещаниями, что цены могут только расти, потому что ресурсов становится все меньше, а потребность в них растет. Миллер с нескрываемой гордостью называл «Газпром» «национальным достоянием». Обычный чиновник превратился во влиятельного политического игрока, который мог себе позволить по-хамски высказываться о соседних государствах и диктовать им политические условия.
В России было не принято считать деньги на показуху. Еще пару миллиардов не хватает на встречу дорогих гостей на очередном саммите? Смета на проведение олимпиады не вписывается ни в какие разумные экономические рамки? Кусок плохой российской дороги обходится дороже, чем немецкий автобан? Так какие же вопросы! Русские бюджетные деньги не считают.
И у рядового россиянина где-то в душе таилась даже гордость за свой народ – вот она, Россиюшка, показывает, как нужно жить, с размахом! Высокая цена на энергоносители стала главной экономической «скрепой» России, основой основ путинского режима и образа жизни всей страны. Целое поколение россиян успело вырасти в благополучные годы. Мало кто в той стране задумывался о сложных экономических терминах, все и так работало. Лишь немногие понимали, что рано или поздно любой бесшабашный пир заканчивается горьким похмельем.
И вот уже «Газпрому» запретили называться «национальным достоянием». Это при растущих ценах на газ, без санкций и с планами на капитализацию в 1 трлн он был достоянием. Сейчас же все складывается ровно наоборот. Неэффективное управление превратило компанию в яркий пример нереализованных возможностей.
Тем временем глава Минфина Антон Силуанов уже пугает россиян возможным повторением кризиса 1998 года, а Минэкономразвития предрекает им рост безработицы и дальнейшее обеднение. Даже оптимист Дмитрий Медведев вдруг говорит о пессимистичных, хотя на самом деле, просто реалистичных сценариях развития экономики, призывая затягивать пояса. Экономическая депрессия может длиться десятилетиями, в других комментариях поясняет россиянам не какой-нибудь мало кому известный чиновник, а второй человек в путинской иерархии власти.
Чиновники начали признавать, что праздник закончился. Хотя еще несколько месяцев назад власть тешила себя иллюзиями, что цены на нефть вот-вот развернутся, а с ними и траектория российской экономики. Что же поменялось в восприятии кризиса?
Во-первых, пришло окончательное осознание, что кризисная ситуация на рынке энергоресурсов – это всерьез и надолго. Как не парадоксально, но свинью россиянам таки подложили американцы. Не лично Обама, который традиционно ответственен за плохие дороги и вороватость чиновников в России, но его соотечественники. Стало окончательно ясно, что сланцевая нефть – это никакой не пузырь. Компании из США стремительно повышают эффективность, а любой ценовой отскок будет использоваться для достаточного быстрого роста производства. Да тут еще и Федрезерв вздумал не вовремя ужесточать монетаруню политику, что укрепляет доллар и ведет к еще большему обвалу цен на сырье. Американские разработчики электромобилей тоже не дремлют. Просто наплыв плохих новостей из-за океана.
Также российские чиновники не могли не заметить, что климатические изменения перестали быть мантрой вечно чем-то озабоченных ученых. Конференция в Париже показала серьезный настрой Запада по ограничению влияния глобального потепления. Дело идет к постепенному отказу от практики сжигания ископаемого топлива. Вероятно, что уже в предстоящее десятилетие модель постоянного роста спроса сменится моделью его неумолимого сокращения. Конкуренция на рынке будет расти, а цены упадут.
Во-вторых, министры понимают, что в нынешних политических условиях реформы невозможны. И ни о каком «слезании» с углеводородной иглы речь не идет. Они сами прекрасно осознают, что их политического авторитета недостаточно для проведения либерализации экономики, отрыва от бюджетной кормушки приближенных к власти олигархов и урезания расходов силовиков. Поскольку надежда на скорый отскок нефти улетучивается, самое время готовить население к реальности.
Третья причина – Медведев и Ко начинают выполнять в России роль Яценюка для президента Порошенко. Они прекрасно впитывают в себя весь негатив от нарастающей нищеты и озлобленности населения. В то время как Путину достается благодатная роль верховного жреца, сражающегося с мировым злом, и высокие рейтинги. В контексте экономики Путин теперь будет сообщать только хорошие новости и подбадривать россиян, тогда как правительству досталась непопулярная роль плохого полицейского.
Впрочем, играя в хорошего и плохого полицейского может оказаться нормальной стратегией лишь до определенной черты обнищания россиян. Недавние заявления Путина про то, что обвал рубля – это «новые возможности» для российского бизнеса, вызвали в Интернете настоящее негодование. Люди напоминают кремлевским фантазерам, как действительно живется бизнесу в условиях бесконечных поборов, растущих ставок по кредитам и обнищания населения. Что ответит Путин, когда эти люди начнут высказывать претензии на улицах? «Врагам России» уже припасены места в каталажках?
Иван Сергеенко
Источник: ru.krymr.com