Критики Внешэкономбанка объявили эту госкорпорацию чуть ли не самым злостным должником, ради поддержки которого придется потратить миллиарды рублей из бюджета. Однако они забывают, каким целям служит ВЭБ.
В профильных СМИ с конца прошлого года регулярно появляются публикации о необходимости поддержки Внешэкономбанка (ВЭБ). Эту госкорпорацию объявили чуть ли не самым злостным должником, ради поддержки которого российскому бюджету придется потратить миллиарды рублей. При этом критики забывают, каким целям служит ВЭБ и к чему может привести радикальное вмешательство в решение его проблем, отмечают эксперты.
Внешэкономбанк был создан в качестве корпорации развития, одно из ключевых направлений его деятельности – выдача кредитов на реализацию крупных инвестпроектов, которые отказываются поддерживать коммерческие банки, напоминают эксперты. Сейчас общественность пугают внешним долгом госкорпорации в размере 1,5 трлн рублей, который придется выплачивать с правительственной, то есть бюджетной, помощью. При этом, как отмечает ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров в интервью«Российской газете», почему-то не учитывается, что банк ранее реализовал более сотни стратегических проектов на триллионы рублей. Только в прошлом году «неэффективный», как утверждают критики, институт государства выделил сотни миллиардов рублей на десятки начинаний национальной значимости. Например, при его поддержке состоялся запуск космического аппарата «Экспресс-АМ7», был построен уникальный фармацевтический комплекс в Ярославской области, а также Богучанский алюминиевый завод в Красноярском крае. Кроме того, ВЭБ вошел в капитал компании «Т-Платформа», которая создает уникальные суперкомпьютеры мирового уровня.
Но, несмотря на то, что ВЭБ был создан как банк развития и управляется соответствующе, его баланс, убытки и эффективность подсчитываются так, как будто речь идет о рядовом акционерном обществе. Не говоря уже о том, что подобные рассуждения наносят ущерб имиджу страны в глазах зарубежных кредиторов и служат очередным поводом потешить самолюбие Запада, уверен Эскиндаров. Ведь получается, что санкции, наложенные на банк, действительно оказывают отрицательное влияние на его работу.
До решения вопроса о радикальной капитализации ВЭБа Минфин предлагает несколько вариантов улучшения ситуации. Однако, по мнению эксперта, часть из них просто не осуществимы, потому что противоречат закону о банке развития. Нельзя просто погасить долговые транши банка за счет федерального бюджета, потому что Российская Федерация не может отвечать по обязательствам ВЭБа. Как нельзя и конвертировать еврооблигации ВЭБа в евробонды Минфина.
Министерство также считает целесообразным продажу активов банка. Речь идет о пакетах акций «Газпрома», «Русала», ОАК и «Ростелекома». Однако такое действие в нынешних условиях не будет иметь никакого эффекта, полагает ректор. Хотя бы потому, что это будет просто невыгодно. Ценные бумаги покупались в иных, более благоприятных экономических условиях, но их продажа при «низком» рынке будет означать потерю около 200 млрд рублей. А продажа 17 дочерних компаний будет связана с огромной подготовительной работой и организацией тендера, что также приведет к дополнительным затратам. В итоге все эти действия не «спасут» ВЭБ, а нанесут ущерб не только ему, но и государству, считает Михаил Эскиндаров.
С точки зрения законодательства, нереальной будет и продажа акций банка частным компаниям. Для этого госкорпорацию придется реорганизовать в акционерное общество, что потребует не менее полутора, а то и двух лет.
По мнению ректора, учитывая эти обстоятельства, пора перестать рассуждать о долгах ВЭБа и его «неэффективности», а начать вести разговор о капитализации банка развития для решения стратегических задач. Ведь именно для этого данный институт и был создан изначально. Необходимость в капитализации при этом не является обязательным следствием эффективности или какой-то привилегией. Во всем мире зарубежный капитал подобных банков развития обеспечивается государством, и эта ситуация не вызывает вопросов или обвинений в нахлебничестве, отмечает эксперт. Несмотря на это, Внешэкономбанк, как правило, финансирует долгосрочные проекты из средств, привлекаемых с рынка. Почти 90% из них рассчитаны на срок более пяти лет. Но ставка по ним не является рыночной, поскольку привлечение моментальной прибыли не является первостепенной задачей банка. Потому что задачи таких институтов не являются сиюминутными и не зависят от конъюнктуры и кризисов. Так что, по сути, использование государственных денег для решения проблем национального масштаба является логичным.
Во всем мире к финансовым институтам развития относятся как к политическому инструменту. Пора и России перенять этот тренд, полагает эксперт. И в этом смысле капитализация банка имеет конкретную цель – пополнить ресурсную базу института развития для дальнейшего укрепления национальной экономики.
На 1 января 2016 года ВЭБ имел капитал 492 миллиарда рублей, то есть около 6 миллиардов долларов по текущему курсу. Сейчас Минфин предлагает скорее сиюминутные решения вопроса, в то время как необходимо выработать системное решение по поводу инвестиционной политики банка. Разумеется, с точки зрения капитализации, решение правительства снизить до 0,25% ставку и продлить на пять лет размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах ВЭБа является положительным, отмечает эксперт. Однако наибольшую пользу, по мнению Михаила Эскиндарова, сейчас может принести предложение Минэкономразвития о капитализации Внешэкономбанка за счет ОФЗ. Оптимальная сумма составит 1,2 трлн рублей.
Сергей Петров
Источник: rosbalt.ru