Председатель Немецкого крестьянского союза винит в проблемах местных фермеров российское продуктовое эмбарго. Но есть и другие причины. Немцы, например, стали просто меньше есть.
В это воскресенье, 24 января, в немецкой столице заканчивает свою работу сельскохозяйственная выставка “Зеленая неделя”. Ярмарка международная. Представлены фирмы и товары из 65 стран. Многие посетители приходят, чтобы отведать недоступные в Германии экзотические яства. Например, отбивную из зебры или жаркое из верблюда.
И все же “Зеленая неделя” – это в первую очередь выставка достижений отечественных производителей. Почти половину павильонов занимают экспозиции немецких фермеров и агропромышленных предприятий. Но сельскохозяйственная отрасль ФРГ при всей ее конкурентоспособности и высокой производительности переживает не лучшие времена. Доходы крестьян сокращаются.
12 центов с одной сосиски
“Зеленая неделя-2016″ проходит в экономически очень трудных условиях для нашего сельского хозяйства и аграрной промышленности, – признает председатель Немецкого крестьянского союза Йоахим Руквид (Joachim Rukwied). – Доходы фермеров уменьшились в прошлом году в среднем на 35 процентов”.
Прибыль с каждой проданной сосиски, подсчитал он, составляет всего 12 центов. Каждый занятый в сельском хозяйстве ФРГ имел в 2015 году годовой доход – опять-таки в среднем – всего в 30 тысяч евро, с которых еще надо было заплатить налоги, сделать отчисления в фонды социального страхования и расплатиться по кредитам. Вполовину уменьшились объемы инвестиций, на новые капиталовложения решились только 28 процентов фермерских хозяйств.
Не радуют председателя крестьянского союза и прошлогодние показатели немецких производителей продуктов питания. Их общий оборот в 2015 году уменьшился на 3,4 процента и составил 166,3 миллиарда евро. Это меньше, чем за любой из последних четырех лет. При этом пищевая промышленность – четвертая по значению отрасль экономики ФРГ после автомобильной, станкостроительной и химической. А по числу работающих – даже третья.
Экспортные ограничения
Главной причиной кризисных явлений в немецком сельском хозяйстве Йоахим Руквид называет российское эмбарго на импорт продовольствия из западных стран, в том числе из Германии, введенное в ответ на экономические санкции Евросоюза в отношении России.
В результате, заявил он на пресс-конференции, проходившей в рамках “Зеленой недели”, немецкие фермеры из-за двукратного сокращения экспорта в Россию понесли убытки в размере 500-600 миллионов евро, а с учетом последовавшего за эмбарго снижением цен на сельскохозяйственные товары – и в целый миллиард евро.
В этой связи управляющий делами Федерального объединения предприятий пищевой промышленности Кристоф Минхоф (Christoph Minhoff) публично обратился к немецкому министру сельского хозяйства с требованием в “приоритетном порядке” решить проблему экспортных ограничений и содействовать отмене санкционного режима.
Роль российского аграрного рынка
Российский рынок и в самом деле был для немецких фермеров важным. Он занимал третье место (после швейцарского и американского), туда поставлялись товары на сумму в 1,8 миллиарда евро в год. Но это было третье место в списке стран, не входящих в Европейский Союз.
Львиная же доля (77 процентов, 69 миллиардов евро) немецкого сельскохозяйственного экспорта шла в 2015 году именно на рынок ЕС, 9 процентов – в страны Азии, 3,5 процента – в Америку, 2,2 процента – в Африку. Примечательна при этом динамика этих цифр, свидетельствующая о переориентации немецкого аграрного экспорта.
Так, при фактически общей его стагнации (впервые за 16 лет) поставки в страны ЕС сократились по сравнению с 2014 годом на 0,7 процента, а вот в страны за его пределами – увеличились почти на два процента. Значит, российскому рынку немецкие фермеры нашли даже еще более емкую замену. В Африку, например, за пять минувших лет экспорт мяса птицы из ФРГ увеличился с 7 тысяч до 48 тысяч тонн.
Немцы стали меньше есть
Другое дело – снижение закупочных цен на продукты питания. Как на мировых рынках (- 2,2 процента), так и внутри Германии (- 2,3 процента), где оборот сельскохозяйственных предприятий за год уменьшился на 5,7 процента.
Одна из причин – например, рост производства свинины в ФРГ. За 20 последних лет оно увеличилось почти на 50 процентов – с 3,7 до 5,5 миллиона тонн в год. Производство немецких цыплят за тот же период выросло почти в три раза – с 342 тысяч тонн в 1994 году до 972 тысяч в 2014 году.
Есть же жители Германии больше не стали. Наоборот. Потребление свинины на душу населения сократилось с 64 до 53 килограммов в год, говядины – до 13, баранины – до 0,8 килограмма.
Кроме того, растет сознательность немецких потребителей. Они, в частности, значительно сократили долю продуктов питания, которые раньше покупали с запасом, а потом выбрасывали по истечении срока годности. Но не только поэтому за три минувших года объем продаж в немецких продовольственных магазинах сократился почти на четыре процента.
Стиль жизни в Германии становится все быстрее. Только 34 процента немецких потребителей более или менее регулярно готовят дома, 42 процента – практически никогда. А те, что все-таки иногда стоят у плиты, обращают внимание не столько на количество, сколько на качество еды, руководствуются принципом “лучше меньше, да лучше”. За четыре года, например, на 88 процентов увеличились продажи продуктов питания из мясозаменителей.
Источник: dw.com