Российские программисты помогли астроному МГУ найти черные дыры

By admin Jan 23, 2016

Международная группа астрономов под руководством Ивана Золотухина из Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова (МГУ) при помощи российских программистов-волонтеров приблизилась к пониманию черных дыр промежуточной массы. Результаты исследований опубликованы в The Astrophysical Journal. О них сообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Астрофизики воспользовались помощью программистов при сопоставлении данных из массового обзора красных смещений галактик SDSS (Sloan Digital Sky Survey) с объектами из каталога рентгеновских источников. «Я предложил поискать в окрестностях миллионов галактик рентгеновские объекты со светимостью больше определенной величины», — пояснил Золотухин. Все выводы получены с использованием публичных данных и могут быть проверены с любого компьютера.

В работе астрофизики использовали сайт данных обсерватории XMM-Newton, созданный специально для ученых силами высококлассных программистов, которые, как отмечает Золотухин, «работая в лучших IT-компаниях России, свое свободное время посвящали данному веб-сайту». Астрофизик назвал имена программистов — «это Алексей Сергеев, Аскар Тимиргазин и Максим Чернышов».

Применив разработанный алгоритм к обоим каталогам, астрономы смогли насчитать 98 объектов, из которых минимум 16 должны быть связаны со своими галактиками. «В работе впервые показывается, что новый гипотетический тип черных дыр — черные дыры промежуточных масс (с массами от ста до ста тысяч масс Солнца) — не просто существует, а существует в виде популяции, то есть эти объекты не являются уникальными, их много», — пояснил ученый.

Найденные кандидаты расположены в двух процентах небесной сферы. Астрономы полагают, что российско-немецкий космический телескоп «Спектр-РГ», чей запуск планируется в 2017 году, позволит получить подробный рентгеновский обзор неба и найти похожие на HLX-1 (Hyper-Luminous X-ray source 1) объекты — единственного надежного кандидата в черные дыры промежуточной массы. В ближайшее время их поиск планируется проводить в Специальной астрофизической обсерватории.

Источник: lenta.ru