Полоний в качестве яда – один из самых незаметных и недоступных методов убийства. Поэтому, когда изотопы были обнаружены в моче Литвиненко, круг подозреваемых сузился до ФСБ. Что происходит с полонием в организме, и почему смерть Литвиненко была неминуемой? Об этом я расскажу в этом посте.
Где взять полоний? В природе количество полония-210 ничтожно, поэтому получают его в ядерных реакторах. Купить полоний можно через Интернет за $60-100 за учебно-научный образец или в виде устройств снимающих статическое электричество. Однако, что бы накопить смертельную дозу (1-20 мкг), потребуется примерно 15 000 таких образцов или $1 000 000. В таком количестве полоний имеется в распоряжении только у производителей, а его синтез и учет строго контролируется спецслужбами.
Что бы отравить полонием, он должен быть “свеженьким”, так как период полураспада всего 138 суток. То есть производят его перед непосредственным использованием. Продуктами распада полония являются изотопы свинца, по соотношению которых расследование в Лондоне и пришло к выводу, что Литвиненко отравили полонием произведенным в г. Саров (бывший Арзамас-16).
Литвиненко отравился полонием, выпив его с чаем. Для этого достаточно 10 мкг вещества. В желудке полоний реагирует с соляной кислотой с получением хлорида полония, который растворим в воде и потому быстро попадает в кровь. Далее полоний оказывается в органах выделения – почки, печень, кишечник, с отделениями которых он выводится из организма. Именно по образцам изотопов в моче установлена причина гибели Литвиненко. Однако на поиск изотопов в моче следователей подвигнули явные симптомы острой лучевой болезни.
Симптомы лучевой болезни – галлюцинации, кровотечения, облысение, рвота и понос с кровью, остановка кроветворения – развиваются в результате высокой чувствительности ДНК к радиации. Наибольшая чувствительность ДНК к радиации в быстроделящихся стволовых клетках, которые постоянно обновляют наш организм. Поэтому внешние признаки лучевой болезни, что называется, на лицо – Литвиненко старел буквально на глазах.
Острая лучевая болезнь – не обязательный результат отравления полонием. Однако убийцы явно перестраховались и добавили в чай много больше чем нужно. При оптимальной дозе Литвиненко медленно умирал бы от болезни больше похожей на онкологическое. А через несколько месяцев такой болезни никакого полония уже бы невозможно было обнаружить. В этом уникальность данного способа убийства.
Был ли шанс спасти Литвиненко? Вряд ли. Лучевая болезнь – признак очень большой дозы. Вывести полоний полностью невозможно. Естественный распад полония достигнет относительно безопасного уровня лет через 20. Именно поэтому его тело было запрещено кремировать до 2028 года.
Дело Литвиненко – не единственный случай, где был замешен полоний. Подозрения на отравление полонием есть в делах гибели Романа Цепова (руководитель охраны Собчака и Путина в СПб), Юрия Щекочихина (журналист, раскрутил “мебельное дело”) и Ясира Арафата (президент Палестины).
p.s. Кстати, в СМИ смеются над Луговым, что он так сильно наследили с полонием. Данные следы не существенны. Они не были бы обнаружены (их никто бы не стал искать), если бы не развилась картина лучевой болезни и, как следствие, поиск изотопов в моче. Таким образом, причина провала агента Лугового – передозировка полонием и лучевая болезнь Литвиненко вместо медленной смерти от неведомой причины.
Источник: glagolas.livejournal.com