14 января Москву всколыхнуло жуткое происшествие. В лифте, сорвавшемся в шахту с высоты 7-го этажа, насмерть разбилась дочь телеведущего Евгения Кочергина. Гибель молодой женщины продолжила череду «лифтовых» трагедий, которыми ознаменовался конец прошлого года. Почему вертикальные перевозчики из года в год убивают и травмируют своих пассажиров, пытался выяснить корреспондент «Мира Новостей».
Январский инцидент показал: аварии с участием железных подъемников случаются не только в жилье экономкласса, где лифты не меняются и не модернизируются десятилетиями, но даже в ультрасовременной элитной недвижимости, где стоимость «квадрата» доходит до миллиона рублей, а жителей вверх-вниз возят навороченные импортные устройства.
Как показывает жестокая правда жизни, перед разгильдяйством эксплуатирующих лифтовые системы организаций все равны – и бедные, и богатые. Погибшая 14 января 36-летняя жительница ЖК «Алые паруса» Ирина Володина была активисткой дома и неоднократно заявляла о проблемах, связанных с работой лифта, однако «домовые» управленцы на сигналы никак не реагировали. Теперь о своих промахах они будут рассказывать следователям. Но какие бы аргументы в свою защиту ни приводили коммунальщики и лифтовики, двум детям, которые вместе с няней через несколько минут спустились на прогулку в соседнем лифте, уже не вернешь самого близкого и родного человека.
Инцидент в «Алых парусах» продолжил серию предновогодних трагических «лифтовых» происшествий. 14 декабря в девятиэтажке подмосковного поселка Удельное из-за обрыва лифтового троса в реанимацию попал один из трех рабочих, занимавшихся заменой лифтового оборудования, а 19 декабря в Москве «лифтовая гильотина» не пощадила 10-месячного малыша.
Чудовищное ЧП произошло в одном из домов по улице Островитянова. Семейная пара на 12-м этаже заходила в лифт с коляской, в которой находился 10-месячный ребенок. В момент, когда мама вкатывала коляску в лифт, его двери начали закрываться, и кабина рванула вниз вместе с зажатой между створками коляской. Остановился лифт на 11-м этаже. Малыш скончался от полученных травм.
С родителями до сих пор работают психологи, а Следственный комитет России провел обыски в управляющей и эксплуатирующей компаниях, отвечающих за лифт, и возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ (выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности). Выяснилось, что за неделю до ЧП лифт, к которому у жителей на протяжении года было немало нареканий (о чем они неоднократно заявляли официально и на местных форумах), все же отремонтировали, однако, судя по всему, некачественно. Уже 24 декабря были задержаны подозреваемые по делу о гибели младенца – двое сотрудников компании «МОС ОТИС». В СКР также не исключают, что ответственность за произошедшее будет возложена и на управляющую организацию.
Чудовищная трагедия, в которой погиб ребенок, в очередной раз заставила всех задуматься: а что же происходит с нашими лифтами? Насколько они безопасны и что делать, чтобы не стать жертвой железных убийц?
«СТАРИЧКАМ» ТУТ НЕ МЕСТО
Изучая статистику последних лет, можно констатировать, что ежегодно в России происходит порядка 20-30 происшествий, связанных с лифтовым оборудованием в жилом и нежилом фондах. Участниками большинства инцидентов становятся обслуживающий лифтовое хозяйство персонал и строители. Следующая категория по частоте травм – люди, падающие в лифтовые шахты по собственной глупости. Самая малочисленная – третья категория. Это рядовые пассажиры, застревающие в дверях лифта или между этажами по вине неисправной системы.
В основном в таких ситуациях люди получают травмы. Фатальных эпизодов не более 3-5 в год. Если учесть, что ежедневно сотни тысяч лифтов страны перевозят более 90 млн человек, можно сказать, что вертикальные подъемники – относительно безопасный транспорт. Но что бы ни говорили представители лифтовой отрасли о современных грузоподъемных машинах, которые «никогда не упадут вниз, потому что не могут оборваться сразу три страховочных троса, не сработать механизмы-ловители, а буферные приспособления не справиться с нагрузкой», вряд ли эти аргументы утешат родителей погибшего младенца с улицы Островитянова, потому что в данном случае речь абсолютно не о том, каких небывалых успехов добились производители лифтов.
По международным стандартам любой лифт можно эксплуатировать не более 25 лет. Истек этот срок – лифт нужно заменить на новый. Но стандарты – одно, а отсутствие денег на то, чтобы произвести замену, – совсем другое. Во многих домах грузоподъемные механизмы по-прежнему работают на грани, часто ломаются, а то и вовсе встают.
По данным руководителя комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России Сергея Чернышова, сегодня в России работают 432915 лифтов и у 119716 из них (28%) истек нормативный срок службы, поэтому их нельзя отнести к категории безопасных. Причем отмечается, что в 22 субъектах Федерации срок службы выработали, а значит, фактически непригодны к эксплуатации более 50% подъемников.
Если говорить о Москве, то в ее домах работают 110 тыс. лифтов. Это более четверти всех российских лифтов. Если взглянуть на цифры, столица нарастила гигантские темпы по замене старых лифтов на новые. Так, в 2011 году у нее было 25 тыс. лифтов, отработавших нормативный срок (28% от всего количества лифтов), а сегодня ей осталось заменить лишь 6,4% подъемников. Вроде 6,4% – это значительно меньше 28%, но в количественном выражении это 7 тыс. лифтов-«старичков». В 2015 году в Москве 2900 из них обещали отправить на «пенсию», но, по данным Фонда капремонта, в лифтовых шахтах появилось только 2400 железных новичков. Получается, примерно 4600 (!) старых лифтов продолжают из последних сил передвигаться с этажа на этаж и готовы в любой момент дать слабину и нанести увечья пассажирам?
К слову, лифт, убивший ребенка в доме на ул. Островитянова, был введен в эксплуатацию в 2001 году. Ему до «пенсии» еще 11 лет. А лифту из «Алых парусов» не исполнилось и 14 лет. Выходит, дело не только в изношенности взбунтовавшегося подъемника, а в том, кто и как его эксплуатировал? «Можно сказать, что налицо халатное отношение организаций, которые отвечали за безопасную эксплуатацию лифта, а это в первую очередь управляющая компания и специализированная лифтовая организация, непосредственно обеспечивавшая техническое содержание лифта. При условии, что обслуживание не обеспечивается, не контролируется, велика вероятность подобных несчастных случаев», – сделал вывод Сергей Чернышов, говоря о трагедии 19 декабря.
ВСЕ НА БОРЬБУ СО СВОБОДНЫМ ПАДЕНИЕМ!
Сигналами к тому, что с лифтом «что-то не так», могут стать: частые застревания между этажами; непонятные звуки и скрежет во время работы лифта; мигающее освещение в кабине; движение лифта рывками или вибрации при его работе; остановка лифта значительно выше или ниже уровня порога нужного этажа (допустимое отклонение от нормы – 35 мм); западание кнопок или их несрабатывание при первом нажатии. Если что-то подобное происходит с вашим лифтом, это повод обратиться в управляющую компанию с требованием ремонта или замены лифта.
Чтобы оформить соответствующее заявление, свяжитесь с диспетчерским отделом или подайте в УК письменное заявление о замеченных проблемах, потребуйте их решить. Если в течение 30 дней на ваше обращение не последовало ответа, а «лифтовые» проблемы никуда не исчезли, обратитесь в Госжилинспекцию. За бездействие она может наказать УК штрафом. Если даже вмешательство жилинспекторов не сподвигнет ее на исправление недочетов, смело обращайтесь в прокуратуру, а в дальнейшем можете даже подать коллективный иск в суд на бездействие «управляшки».
После вступления в силу Жилищного кодекса именно УК (ТСЖ, ЖСК, ДЭЗ и пр.) несет ответственность за состояние лифтов. Она же обязана заключить договор на ежемесячное обследование подъемников с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов (жильцы оплачивают эту услугу в строке «содерж. и рем. жилого фонда»). К слову, жильцы имеют право получить информацию о том, с кем именно заключен такой договор, а наведавшись в саму фирму, уточнить, проходят ли ее сотрудники переаттестацию и есть ли у нее страховка гражданской ответственности за причинение возможного вреда жизни и здоровью людей, их имуществу. Если фирма не внушает доверия (один из хороших показателей – членство в отраслевых союзах), жильцы могут потребовать сменить обслуживающую организацию.
Параллельно с обращением в УК подайте письменное сообщение о неисправности подъемника в Ростехнадзор. По техническому регламенту Таможенного союза безопасность лифтов относится к этому ведомству. Также довольно эффективным способом решения проблемы (причем не только лифтовой) является отправка жалобы на сайты проекта «Москва – наш город» (gorod.mos.ru) и движения «Сердитый гражданин» (www.angrycitizen.ru).
Что же делать, если лифт пришел в негодность и больше не может возить жильцов вверх-вниз? Решение о замене лифта принимается на общем собрании. За замену лифта должно проголосовать минимум 23% собственников помещений. Следующий шаг – передача решения собрания управляющей компании. Она должна вызвать обслуживающих дом лифтовиков, которые проведут осмотр и экспертизу механизмов и кабины. Если систему признают небезопасной для эксплуатации, региональный Фонд капитального ремонта включит дом в программу по замене лифтов.
Попытайтесь потребовать установки нового лифта на основании того, что со дня ввода его в эксплуатацию прошло больше 25 лет. Узнать эту информацию поможет сайт «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru). В разделе «Мой дом» укажите свой адрес, а необходимые данные найдете в разделе «Лифты».
Можно, конечно, и самим собрать деньги на новый лифт (цену озвучит лифтовая служба, которая наверняка предложит еще и рассрочку по оплате на 4-12 месяцев), но, учитывая, что сейчас все и так скидываются на капремонт домов, нужно попытаться провести замену подъемника за счет средств, аккумулирующихся в региональном Фонде капремонта.
Елена Хакимова
Источник: mirnov.ru