21 января – день памяти Владимира Ильича Ленина. Он скончался в 1924 году, прожив недолгую, но яркую жизнь, оставив такой значительный след в истории и внеся такой огромный вклад в копилку знаний человечества, что и по сей день этот след и этот вклад привлекают внимание не только его последователей и современных единомышленников, но и противников и даже самых отчаянных врагов.
Да, у Ленина до сих пор есть враги, которые готовы оклеветать его биографию, уничтожить останки его тела, извратить его мысли. И это происходит постоянно и, кажется, не кончится никогда, будто Ленин действительно всегда живой.
На самом деле живым остаётся ленинское слово, потому что это слово правды. Его не надо защищать, его надо открыть, не позволить забросать вырванными из контекста фразами и цитатами, из которых его враги формируют чудовищные конструкции, скреплённые ложью и домыслами.
Кто верит чужому слову о Ленине и не хочет знать живого ленинского слова, расписывается в своей беспомощности перед лицом правды, в своём неумении или нежелании самому разобраться в вопросах истории и тех современных проблемах, которые всё чаще и чаще заставляют возвратиться к Ленину и его единомышленников, и его врагов.
В день памяти Ленина мы хотим напомнить нашим читателям, что живое ленинское слово всегда открыто для тех, кто хочет его услышать, кто хочет узнать, за что его ненавидят так те, кто оправдывает чудовищные реалии сегодняшней нашей жизни.
Мы живём в эпоху, когда скрыть эти реалии и многие шокирующие факты просто невозможно, потому что они угрожают всему человечеству, одновременно поддерживая всю эту общественную систему и раскачивая её. Имя этой системы — империализм, та стадия капиталистической общественной формации, которая началась более века назад и продолжается по сей день, не проявляя ни малейших признаков того, что она может постепенно превратиться в некое социально-экономическое совершенство, что страстно обещали и продолжают обещать её идеологи.
Богатство 1% людей превысило состояние остальных 99% жителей Земли – такие данные содержатся в одном из докладов, подготовленном к очередному Всемирному экономическому форуму в Давосе. В 21 веке каждый седьмой человек на Земле, экономика которой названа «экономикой потребления», страдает от хронического голода и недоедания – утверждает ООН. Большие и малые войны сотрясают планету, терроризм захлестнул полмира. Природа уничтожается невиданными темпами, что не оставляет человечеству почти никаких шансов познать мир, который его породил, и значит, лишает его будущего.
И всё это происходит не в условиях полного хаоса и отсутствия управления – напротив, мир крепко держат в своих руках крупныетранснациональные компании. На них приходится около 80% мировой торговли; 1/2 мирового промышленного производства. 4/5 всех существующих в мире патентов, лицензий и ноу-хау. Банковский капитал, сливаясь с промышленным, образует финансовый капитал, который пухнет в результате процессов концентрации и централизации. Монополии и монополистические союзы (картели, концерны) убивают экономическую конкуренцию и порождают усиленное вмешательство со стороны правительств государств, чья политика лишь укрепляет всю эту систему, не только не решая, но зачастую усугубляя социальные-экономические проблемы простых людей.
При чём здесь ленинское слово? Ровно 100 лет назад, в январе 1916 года Ленин приступил к написанию своей знаменитой работы «Империализм как высшая стадия капитализма». В этом труде он описал закономерные процессы перерастания капитализма в империализм, вычленил признаки и проанализировал противоречия последней стадии капитализма. Все эти признаки и противоречия в их обострённом состоянии мы наблюдаем сегодня. Ленинская характеристика империализма полностью подтверждается ходом истории и современностью. Претерпев громадные изменения за прошедшее столетие, империализм не изменил своей сути, не превратился в новый вид ультра- или постимпериализма, что сулили буржуазные теоретики. Не случилось никакого «единого мира» сотрудничества капиталистических держав, без войн, экономических и финансовых кризисов, без политических конфликтов. Случилось лишь усиление эксплуатации, колоссальное социальное расслоение на всех уровнях, включая глобальный.
Живое ленинское слово – это правда об империализме, прозвучавшая 100 лет назад. Ленин не был пророком или оракулом. Он был последовательным марксистом, большим тружеником и настоящим учёным. Это не первая его работа, посвящённая исследованию империализма, но, пожалуй, ключевая, подготовка к которой заняла у него полгода. Ещё полгода было посвящено её непосредственному написанию. В ходе сбора материала Ленин проанализировал сотни книг, монографий, диссертаций, брошюр, журнальных и газетных статей, статистических сборников, изданных в разных странах на многих языках. Он изучил множество материалов по самым различным вопросам экономики и политики империализма, технике, внутренней и особенно внешней политике, истории, географии, рабочему движению, колониальному и многим другим вопросам. Выписками, планами, черновиками были исписаны 15 тетрадей. Из принадлежащих ему книг Ленин обычно не делал выписок, а подчёркивал нужные места в тексте, делал заметки на полях, составлял своеобразное оглавление отмеченных в тексте материалов.
И весь этот колоссальный труд он проделал, чтобы чётко, последовательно и объективно описать тот вопрос, который он небезосновательно считал наиболее важным в развитии капитализма.
Под заголовком ленинской работы стоит помета в скобках «Популярный очерк». Однажды мне встретился хихикающий «знаток» ленинского наследия, который пытался уличить меня в том, что я не знаю даже приблизительного содержания основных ленинских работ. Он кинул мне ссылку на «Империализм», сопроводив её таким комментарием: «Вот, для таких как вы, написан популярный очерк по ленинской работе, ознакомьтесь хоть с ним». Это было очень смешно, потому что тот «знаток», вероятно, даже не начал читать тот «очерк», который предлагал мне, ограничившись одним заголовком.
В одном из предисловий, которые были написаны позже, Ленин объясняет, в каких условиях готовилась работа к публикации: «Брошюра писана для царской цензуры. Поэтому я не только был вынужден строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в особенности — анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно политики с громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским — языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для «легального» произведения».
Вот такой «популярный очерк» оставил нам Ленин. Чтобы убедиться в том, насколько живо ленинское слово, его просто нужно почитать.
Татьяна Васильева
Источник: comstol.info