Год назад 22 января Донецк проснулся в ужасе: стало известно о том, что в полдевятого утра в микрорайоне Боссе из минометов была обстреляна остановка общественного транспорта.
Под обстрелом погибли несколько человек: ожидавшие на остановке дончане, пассажиры подъехавшего троллейбуса 17-го маршрута, а также проезжавший мимо в своем автомобиле мужчина – всего 9 человек.
Оставшиеся напоминания
“Боссе” – один из старейших районов Донецка, названный в честь инженера и руководителя машиностроительного завода в Юзовке. Сейчас завод называется “Донгормаш”, он находится рядом со злосчастной остановкой. Его обшарпанные стены “гармонируют” с выбоинами от минных осколков на фасадах домов. Завершает депрессивную картину частично сгоревший лет восемь назад “Дом кино” напротив. Он такой же серый и страшный.
На месте прошлогодней трагедии уже залатаны дыры в асфальте, а вот до фасадов ни у кого руки не дошли. Огромная арка в некогда красивой и величественной “сталинке”, ведущая во внутренний двор, зияет дырами с кулак размером. Залатать их – дело пары дней, но никто не берется. То ли никого это не волнует, то ли дыры хотят оставить как напоминание о страшном дне 22 января.
Фото: ТАСС
Впрочем, тут и без этого немало напоминаний. Большой плакат с заверением” Вечная память о вас навсегда останется в наших сердцах”, и небольшой памятный знак, который будет открыт в день трагедии. Ради этого “власти” обещают перекрыть движение транспорта по прилегающим улицам на четыре часа.
Памятный знак еще был под покрывалом, но возле него лежали подмерзшие слегка свежие гвоздики. Продавцы из ларьков на остановке говорят, что последние цветы принесла женщина. Положив, долго стояла возле этого места.
“У меня подруга ехала в том троллейбусе. Все что помнит – как несколько раз бабахнуло, люди закричали, и она в шоковом состоянии каким-то чудом выскочила на улицу и побежала куда-то, не останавливаясь. Пришла в себя уже чуть ли не на самой окраине города, хорошо что телефон зазвонил и ее в чувство привел”, – поведала девушка из кофейного киоска.
Многие дончане говорят, что их в тот день спасло чудо. “Я езжу по этому маршруту несколько раз в день, и тогда, год назад, я вышла как обычно из квартиры, чтобы ехать на работу, но увидела, что с ботинком проблемы. Пришлось вернуться, переобуться в сапоги. Потеряла 10 минут и не села в этот троллейбус. Благодарю Бога за это”, – поделилась дончанка Марина.
Фото: Соцсети
Привычно-мрачно
На втором этаже дома с аркой окна, выходящие на остановку, до сих пор разбиты и некому их залатать. Судя по всему, жители уехали, спасаясь от войны, задолго до происшествия. Рядом окна затянуты грязноватым толстым полиэтиленом. Вряд ли и за ними кто-то живет. Окна в магазине на первом этаже этого же дома до сих заколочены фанерой. Вставить стекла? Зачем?
“Не хотят они стеклить, мало ли, вдруг опять что-то случится”, – замечает проходящая мимо старушка в ярко-розовом пуховике. Магазин открыт, продавцы с индифферентными лицами перечисляют торгпреду позиции по закупке “И печенье, где много изюма”. Никто уже не обсуждает, что случилось год назад. Скорее всего, люди пытаются стереть из памяти пережитый ужас.
Этот район находится на противоположном конце города от аэропорта, где не умолкают звуки стрельбы. На Боссе тихо и не покидает ощущение, что попал в старый провинциальный городок. Из нового здесь только ларьки. Все остальное облезло и выглядит грустно: дома, заборы, трамваи. Трамвай, несчастная чешская “Татра”, которой уже лет 50, не меньше, и которая идет часть пути по центру города, выглядит как побывавший в перестрелке. В целом картина привычно-мрачная для окраинных районов Донецка. Прохожих немного, при этом на тротуарах развернута стихийная торговля сигаретами и овощами. Продавщицы румяные, говорливые, но и они не хотят говорить ничего о дне 22 января 2015 года. Неопределенно машут рукой и отворачиваются…
Фото: Соцсети
Мифы и милосердие
Мы попытались проследить за судьбой пострадавших в тот день. Выяснилось, что люди остались один на один со своей бедой, помогают им лишь волонтеры и неравнодушные сограждане. Девушка Юлия, которая пострадала от осколков, лишилась одной ноги и кисти руки, сейчас живет на пенсию по инвалидности. Громкие обещания боевиков выделить на реабилитацию деньги остались пустыми обещаниями. Летом прошлого года Юлию удалось отправить в реабилитационный центр в Евпатории – и то, благодаря добрым людям, а не оккупационным властям Донецка. Дончанину по имени Павел, который ехал в злополучном троллейбусе № 17 в тот день, люди собирают деньги на эндопротез – у мужчины поврежден локтевой сустав и левая рука неподвижна.
До сих пор неизвестно доподлинно – кто нанес минный удар по остановке и троллейбусу с людьми? В первые минуты после трагедии боевики поспешили заявить, что снаряды прилетели… из района Донецкого аэропорта, который находится не менее чем в 10 километрах от места обстрела. Поняв, что эта версия не выдерживает никакой критики, был тут же сооружен миф о неуловимых диверсантах, которые ездят на мусоровозе и обстреливают остановки, транспорт, больницы. В течение всего года обстрелы мирных граждан списывали на диверсионные группы, чудом проникнувшие в оккупированный Донецк и беспрепятственно разъезжающие по улицам.
“В эти сказки, кажется, не верят даже те, кто их распространяет. Но надо же как-то объяснять свои проделки. А на диверсантов можно все списать, что, собственно, боевики и делают”, – поделился дончанин Александр Верхушкин.
Фото: Соцсети
Боссе, Брикетная, Центр…
Трагедия в Донецке 22 января 2015 года – не первая и не последняя в череде смертельных инцидентов, где пострадали люди в транспорте. Так, 16 сентября 2014 года в Петровском районе Донецка на остановке “Брикетная фабрика” снаряд упал рядом с автобусом № 42, который двигался в направлении центра Донецка. На тот момент в салоне находилось около 10 человек. Погибла женщина, еще один человек получил осколочное ранение.
Фото: citysites.ua
Через две недели, 1 октября, снаряд системы залпового огня, попал в маршрутный автобус № 17, направляющийся по Киевскому проспекту в сторону города. От взрыва погибли 6 мирных жителей, 1 человек получил ранения.
Фото: ostro.org
11 февраля 2015 года рано утром обстрелу подвергся центр Донецка. Под удар артиллерии попала автостанция “Центр”. Снаряды попали в автобус №26 и №24, произошло возгорание. Один из автобусов сгорел вместе с водителем. В результате обстрела погибли 6 человек, еще 8 получили ранения.
Фото: glavred.info
В прошлом году мир узнал о трагедии под Волновахой, где системой “Град” был обстрелян блокпост украинских военных, рядом с которым находился маршрутный автобус “Богдан”, направляющийся по маршруту “Златоустовка – Донецк”. Один из снарядов упал в нескольких метрах от заполненного людьми автобуса, который буквально изрешетило осколками. Тогда погибло 13 человек, еще 14 получили ранения.
Источник: segodnya.ua