Издание The Week со ссылкой на главу компании BP Боба Дадли пророчит падение цен на нефть до $10 за баррель. «Когда независимые аналитики предсказывают болезненное падение цен на нефть, – это одно, – пишет автор. – Но когда крупнейшая нефтяная компания допускает, что такое понижающий прогноз вероятен, люди настораживаются и начинают слушать». Дадли высказал свое допущение во время давосской конференции, разговаривая с корреспондентом BBC. Что характерно, соответствующий материал BBC озаглавлен «Цена на нефть будет расти».
Впрочем, как уточняет ниже The Week, Дадли считает, что это падение будет краткосрочным и нестабильным. Пик нестабильности он ожидает в апреле-мае, а затем спрос в Китае и Северной Америке заставит цены пойти вверх. В середине 2016 г. Дадли ожидает цены уровня $30-$40, а ближе к концу – порядка $50.
Тем не менее, пишет The Week, инвесторы настроены пессимистически. Сейчас, когда освобожденный от санкций Иран наряду с США вступил в «королевскую битву» за европейский энергорынок, никто не ожидает, что ситуация вскоре стабилизируется. Со ссылкой на отраслевых экспертов, издание советует инвесторам сосредоточиться на разработках источников возобновляемой энергии.
Forbes опубликовал статью Билла Гилмера, директора Института по региональному прогнозированию из Хьюстонского университета о том, почему трудно предсказывать цены на нефть. Специалисты по прогнозированию цен на сырье, пишет Гилмер, в очередной раз ошиблись. Среди предыдущих ошибок можно вспомнить рыночные потрясения 1982 и 1986 гг. Также аналитики не смогли предсказать резкий рост цен на сырье после 2004 г. и вот теперь пропустили конец сырьевого бума.
Сейчас банки, инвестиционные фонды и отраслевые консультанты пытаются угадать дальнейшие сценарии, и разнообразие вариантов удручает. Пытаясь составить прогноз в нынешних обстоятельствах, Гилмер обратился к фьючерсному рынку. Теоретически, это очень точный инструмент для предсказания. Но по факту, если опираться на этот источник, объясняет он, прогнозы по точности мало отличаются от утверждения, что завтра цены на нефть будут такими же, как сегодня. При этом такой вариант работает все же лучше статистического моделирования.
Специфика цен на нефть связана с тем, что в этой области очень мало данных. Фьючерсные рынки в сельскохозяйственной сфере сформировались уже к 1870-м гг. Но поведение цен на энергетические продукты начали серьезно исследовать только столетие спустя. Фьючерсные данные работают в ситуации стабильности, но мир постоянно меняется. Прогнозы на год основываются на информации, которая была доступна год назад, и отражают ту ситуацию, которая имела место в тот момент. А нефтяной рынок зависит от политики десятков стран, который производят нефть, от экономических циклов в странах, которые ее закупают, и от изменений в отраслевой инфраструктуре. Даже если мы учтем все ключевые параметры, все равно останется пусть и низкая, но вероятность сотен событий, которые, если они все же произойдут, могут полностью обесценить прогноз. А учитывая количество возможных маловероятных событий, общая вероятность, что что-нибудь из этого произойдет, возрастает до 60%.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru