Украинский кризис: занимательная топонимика

By admin Jan 21, 2016

Топонимика как сравнительно новая научная дисциплина изучает географические названия, а также их смысловое значение, происхождение, написание и современное состояние. Топонимика базируется на различных областях человеческого знания – исторических, лингвистических, географических, социальных и сама служит источником информации. Фиксация определенного места на поверхности Земли обязана нести смысловую нагрузку. Зачастую на основе сиюминутных политических предпочтений. Что далеко от науки, от исторической памяти и от подлинной политики.

В рамках украинской декоммунизации разворачивается борьба с названиями городов, улиц, площадей, с монументами, обелисками и прочим «тоталитарным» наследием. Есть определенные достижения в плане уличного ребрендинга, в корчевании настенных табличек, в присвоении новых имен тупиковым закоулкам. Наличествует прогресс в ликвидации промышленного потенциала, в локализации электрификации. Серьезным успехом отмечены поиски безвизового портала в ЕС под ленинскими памятниками. И хотя чудесный транспортный колодец пока не найден, число разрушаемых объектов неумолимо сокращается. Заветный телепорт обнаружится вот-вот, то есть Скоро.

Наибольшими сложностями отмечено городское переименование, без которого немыслим следующий – областной – уровень гiдной топонимики. Жертвенно-экспериментальный выбор пал на Кировоград. На сравнительно небольшой областной центр (всего четверть миллиона жителей) со сложной судьбой собственного имени.

Город вырос из Елисаветинской крепости, заложенной в середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне. Однако крепость была названа не в честь царственной особы, но именем святой Елисаветы. Матери Иоанна Крестителя.
На протяжении 20 лет Елисаветинская крепость была оплотом от нападений иноземных войск. В ней располагался сильный гарнизон со 150 артиллерийскими орудиями. Вражеский флаг никогда не развевался над крепостными бастионами, они с честью выдержали все натиски и осады 18 века.

В 1775 году по мере расширения границ Российской империи крепость утратила военное значение. Зато получила статус города Елисаветград на пересечении важных торговых путей. Здесь был открыты первые на украинской территории трамвайные маршруты и телефонные станции, через Елисаветград пролегла железная дорога от Харькова в Одессу. Город славился мастерскими и заводами, европейской архитектурой и собственным профессиональным театром – первым на Украине. Кто мог предположить, что в XXI веке Елисаветград будут переименовывать профессиональные клоуны…

Даже большевикам пришла такая идея не сразу. Краткосрочным временщикам, кайзеровским и гетманским администраторам – тем более. Семь лет после победы советской власти город сохранял прежнее имперское название. До 1923 года были в ходу деньги собственного изготовления!

Только в 1924 году Елисаветград превратился в Зиновьевск. Председатель исполкома Коминтерна, один из лидеров революции был местным уроженцем. Покинув родные пенаты в возрасте 17 лет и впоследствии ни разу не навестив город имени себя. Сталинская опала раздавила карьеру Зиновьева еще в 1927 году, но второе переименование Елисаветграда состоялось лишь в 1934.

С той поры город носит имя видного коммунистического лидера С. М. Кирова, никогда в Кировограде не бывавшего и Украину отродясь не посещавшего.
Поразительным историческим фактом является сохранение названия Кировоград в годы немецко-фашистской оккупации, с 5 августа 1941 по 8 января 1944. Памятник Кирову оккупанты снесли, установив вместо него… пушку. Не Гитлера же увековечивать в городе большевистского имени.

После 1991 года неоднократно обсуждалось возращение Кировограду исторического топонима. Формулировались петиции, созывались инициативные группы, проводились местные референдумы (!), вносились общественные ходатайства, выносились властные вердикты. С нулевой практической эффективностью всех усилий.
В апреле 2015 был принят закон о запрете коммунистической пропаганды, согласно которому Кировоград должен сбросить оковы тоталитарного нейминга в течение 9 месяцев. По заказу городского совета среди жителей был проведен опрос о желаемом варианте названия.

В опросе приняло участие около 46 тысяч кировоградцев – на последних выборах городского мэра зафиксирована аналогичная явка.
Из 46 тысяч опрошенных более 35 тысяч проголосовали за Елисаветград.
Около 4 тысяч – за Ингульск, сообразно протекающей по городу реке. Слово «Ингул» имеет патриотичное тюркское происхождение.
Варианты Златополь, Благомир, Козацький & CO суммарно набрали менее 4 тысяч голосов.
Многотысячный глас народа был услышан профильным комитетом Верховной Рады и город было решено переименовать… в Ингульск. Что потребует (поиска) корректуры украинской Конституции в связи с кировоградским статусом областного центра.
В Кировограде состоялись массовые антингульские митинги и вопрос возвращения Елисаветграда был снова, уже традиционно отложен.

Проблема буксующего переименования на современной Украине заключается в медлительности топонимических активистов. Следует смело предлагать оригинальные названия без учета мнения каких-то местных жителей и научных предрассудков. Тогда карта страны уже бы радовала плотностью выстраданной новизны:

Золотоугольск вместо Ильичевска, в честь импортного жаропрочного антрацита.
Безвизск вместо Мукачево правосекторного уклона.
Байден-Байден вместо курорта огнестрельного гостеприимства Драгобрат.
Мыздобульск вместо любого города на западе.
Дотационск для любого города на востоке.
Майдаунск необходим в каждой области.
Полторакс Юго-Северный для дезориентации супостатов.
Гелетейск Термоядерный для их устрашения.
Шок-о-Ладное вместо Винницы.
Кастрюлеголовск или Обамск в качестве столицы.

Проспекты «1000 в день» и «Потерьнет», улицы «Котловая-покрышечная» и «Парасюковая-гологаврилюковая» обязаны прорезать города и поселки россыпью веселых букв. Некий полуостров и часть восточных областей следует запретить к изображению и упоминанию. Герб со щита Родины-матери сорвать, заменить на рунические зигзаги. Цветок забвенья мак сделать символом победы над собственной памятью.
Как вы место назовете, так реформа и всплывет. Сколько можно возиться на склизком ингульском берегу?! Давно пора воплотить завет «Через год вы не узнаете Украину!» посредством занимательной топонимики.

 

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply