Как Киев поставил под угрозу суверенитет и территориальную целостность Украины
Официальный Киев опять продемонстрировал полное пренебрежение к процессу мирного урегулирования в Донбассе. Трактовать иначе то, что заявила накануне одному из национальных телеканалов уполномоченный по данной проблеме президента Украины Ирина Геращенко, просто невозможно.
Комментируя местные выборы в ДНР и ЛНР, которые должны там пройти в скором времени согласно ранее достигнутым договоренностям, представитель Петра Порошенко фактически выдвинула республикам ультиматум. По ее словам, власти Украины признают предстоящее голосование легитимным лишь при выполнении другой стороной ряда условий.
А условия, собственно, такие: подключение украинских СМИ к процессу, отвод техники, допуск представителей ОБСЕ на «оккупированные», как выразилась Геращенко, территории, а также возвращение украинской стороне контроля за украинско-российской границей. В качестве «бонуса», видимо, Киев еще требует отменить результаты выборов глав республик и депутатов Народных советов, которые прошли в ДНР и ЛНР в ноябре 2014 года.
То есть, республики ранее пошли на уступки Киеву и перенесли местные выборы с осени 2015 года на февраль текущего. А теперь власти Украины выдвигают ультиматум… При том, что сами не выполнили фактически ни одного обязательства по Минским соглашениям. Более того, Верховная рада до сих пор не приняла ни поправки в Конституцию по особому статусу Донбасса, ни законы об амнистии и о выборах. Хотя еще в октябре на встрече в Париже лидеров «нормандской четверки» Олланд и Меркель дали понять Порошенко, что закон о выборах на территории самопровозглашенных республик должен быть принят до конца января.
Январь — на финише. Киев продолжает изворачиваться. Вернулись, по сути, к начальной точке, словно и не было переговоров Грызлова и Порошенко в Киев. А Нуланд и Сурков не встречались в Калининграде.
Как при такой «верткости» украинского руководства будет развиваться ситуация в Донбассе? И как отреагируют на это европейские партнеры Украины, которых у Порошенко в очередной раз так цинично подставили?
— Если позиция официального Киева будет именно такой, и не будет компромиссной, то донецким республикам придется самостоятельно проводить выборы и продолжать процесс дальнейшего выстраивания своей государственности, — уверен руководитель украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Потому что-то, о чем говорит Геращенко: мол, сначала передача границы, а потом выборы, конституционная реформа, особый статус и амнистия — это полностью противоречит вторым Минским соглашениям, которые подписала, в том числе, и Украина. Этот документ был ратифицирован Советом безопасности ООН. Поэтому в случае, если Киев продолжит и дальше вольно его интерпретировать, мы будем ожидать реакцию со стороны европейских гарантов. И со стороны основного реципиента — а именно, Соединенных Штатов Америки
Безусловно, для Германии и Франции такая позиция Украины, она неприемлема. Они поручились за украинские власти. Поэтому при официальном выходе Киева из Минска-2, он, скорей всего, лишится поддержки со стороны своих западных партнеров.
И, кстати сказать, один из основных вопросов, который был поднят на недавней встрече Суркова и Нуланд, был именно вопрос, связанный с выборами в Донбассе.
«СП»: — Судя по заявлению представителя Порошенко, в Киеве об этом не знают…
— Зато мы знаем, что ДНР и ЛНР демонстрируют готовность идти на компромиссы. Там готовы даже рассматривать возможность допуска украинских СМИ на выборы и участия в них украинских партий. Но должна же быть и ответная реакция со стороны Киева. Киев же в ультимативной форме выставляет требования для ДНР и ЛНР. В то же время сам не желает идти на компромисс. Это неприемлемо. И это понимают уже на Западе.
В конце прошлого года, например, мы уже наблюдали реакцию со стороны Европейского союза, со стороны Германии и Франции, которые достаточно жестко «одергивали» руководство Украины по целому ряду вопросов. И как мне кажется, в случае, если эта тенденция будет продолжаться, то и США займут подобную позицию. Для Киева это может означать полную политическую изоляцию.
Киев фактически ставит себя за рамки процесса мирного урегулирования. За рамки тех договорённостей, которые гарантировали его западные партнеры. Он рискует оказаться один на один со своей проблемой. И надежд на то, что она будет впоследствии урегулирована, становится все меньше и меньше.
«СП»: — Что в таком случае ждет республики?
— Для республик это означает, что они фактически уже будут признаны независимыми государствами. И у центра больше не останется никаких рычагов влияния, чтобы попытаться хоть как-то примириться с ними. И создать либо конфедеративное государство, либо оставить эти территории хотя бы формально в составе единого государства.
«СП»: — И все же, откуда у киевских властей такая уверенность, что они могут саботировать мирный процесс до бесконечности? И почему личная ответственность Порошенко за выполнение минских соглашений ничего не значит?
— Напомню, что сразу же, как состоялось подписание этих соглашений, в Киеве очень многие представители власти посчитали их проигрышными для Украины. И стали выступать за выход Украины, как государства из этих договорённостей. Другое дело, что после того, как документ был озвучен и одобрен Совбезом ООН, такой возможности у нее фактически уже нет.
То есть, все прекрасно понимают, что в случае, если Киев в одностороннем порядке выйдет из «Минска-2», это будет означать только одно — украинские власти просто наплевали и на свои обязательства, и на своих западных партнеров.
В какой ситуации при этом оказываются Меркель, Олланд и тот же Обама, мы прекрасно понимаем. Это — потеря лица. На это они не пойдут, конечно. И в этом отношении, соответственно, сейчас очень благоприятное время для того, чтобы достаточно жестко давить на Киев. Чтобы он соблюдал те пункты по «Минску-2», которые там вполне конкретно прописаны.
Потому что заявление Геращенко о том, что выборы возможны только после передачи границы — это нонсенс. Или провокация.
Как известно, по логике минских соглашений сначала должна быть конституционная реформа. Причем не та, которая сейчас готовится и, возможно, будет поставлена на голосование в Раде на следующей неделе. Реформа должна проводиться в рамках консультаций с представителями ДНР и ЛНР. Это должен быть компромиссный документ, в котором четко прописан особый статус этих территорий — что также не сделано. После этого уже встанет вопрос о консультациях по новому закону о выборах. Минские правила прописаны ясно и четко. Это вам не «хотелки» Киева про участие партий, СМИ и т. п.
Но против Киева уже играет даже время. Если по замечаниям и критике со стороны Европы мы видели усталость от Украины. То последняя встреча Нуланд и Суркова показала, что и у американцев есть усталость от Украины. Их вовсе не устраивает, что финансовая помощь, которую они оказывают, разворовывается. Они знают, кто осуществляет это. И не готовы уже просто с этим мириться.
«СП»: — Поясните?
— В конце года, как мы помним, МВФ изменил свой устав, чтобы иметь возможность кредитовать государства, которые объявили дефолт. Украина, которая отказалась выплатить России государственный долг в размере 3 млрд. долларов, тогда преподносила это в своих СМИ, это как победу. Однако новые транши МВФ, на которые так надеялись и которых так ждали в Киеве, не последовали. И очень вероятно, что из-за «изворотливой» позиции Украины кредитование ее вообще прекратится. Для экономики страны, которая уже агонизирует, это означает смерть. Останется недолго ждать и развала государства.
Директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько призывает, в свою очередь, не обращать внимание на подобного рода заявления украинских политиков:
— Процесс мирного урегулирования на Востоке Украины базируется на Минских соглашениях — т.е. есть документ, гарантами которого выступают очень влиятельные международные игроки. И если прописанные в нем договоренности не будут в 2016 году исполнены, то у Украины могут возникнуть проблемы. Просто потому что она уже всем надоела. Она надоела Европейскому союзу. Начинает надоедать Соединенным Штатам. И она очень сильно надоела России.
«СП»: — Какие, например, проблемы?
— В частности, Киеву его поведение может аукнуться изменением отношения со стороны ЕС и Соединенных Штатов к украинским властям нынешним. А это для них очень критично.
Но я бы не стал сильно переоценивать это заявление представителя Порошенко. Украина — страна, которая находится на внешнем управлении. Что скажут, то и сделает. Политическое руководство украинское, оно не самостоятельное. Какая разница, кто там, что заявляет, рассчитывая на внутреннюю аудиторию. Это уже никого не волнует.
К тому же, уполномоченный представитель президента в нынешней политической иерархии «незалежной» — это вообще никто. Даже не министр. Поэтому не стоит особенно обращать внимание на заявления каких-то помощников, советников или уполномоченных. Можно случать Порошенко, Яценюка и еще две-три фигуры — не более того. Все другие могут говорить, что угодно.
Но Украина уже не является участником процесса мирного урегулирования. Она оказалась для этого не способна. Поэтому за нее это сделают другие.
Светлана Гомзикова
Источник: svpressa.ru