Война в Сирии завершится быстрее, чем война в Донбассе
Прогнозы – дело неблагодарное, а политические прогнозы – неблагодарны вдвойне: либо пальцем в небо попадешь, либо на обвинения в ангажированности нарвешься, мол пропаганда это все! Поэтому рассказать о своем видении политического 2016 года мы попросили человека, которого трудно заподозрить в том, что он льет воду на кремлевскую мельницу. Политолог Николай Злобин много лет живет в Вашингтоне и взгляд на мировую политику у него свой.
Россия в мире: надо договариваться с Вашингтоном
– Какие главные вызовы стоят перед Россией в наступившем году?
– Главная проблема, которая стоит перед Россией в глобальном плане, это разрыв между растущими амбициями в геополитике и сокращающимися экономическими возможностями. В современном мире армия играет большую роль, но в большей степени влияние страны определяется все же состоянием экономики. И у России в 2016 году это противоречие будет обостряться. Оставить желание стать державой глобального порядка уже нельзя, но подпирать это желание экономикой будет все труднее. Очень многое будет зависеть от того, как удастся разрулить эту ситуацию.
Россия хочет быть новым участником нового мирового порядка, но в одиночку его строить нельзя. Это нужно делать либо с Западом по той системе, как он себе это представляет, но в ней России достается лишь второстепенная роль. Либо Россия должна предложить альтернативу, но под ней должны подписаться достаточное количество влиятельных стран. А в одиночку выступать против Запада – это красиво и смело, но может стоить очень дорого. И одна из важнейших развилок 2016: какая система будет строиться. Если пройдет вариант Запада, то Россия может оказаться на обочине. Хотя для Запада это тоже вредно – хороший оппонент всегда очень полезен.
США: Путина будут ругать потому что это выгодно
– В Вашингтоне не могут понять, как себя сегодня позиционирует Россия. Как противник или потенциальный партнер? Это во многом дает возможность американским “ястребам” возможность пускать в ход риторику времен холодной войны про желание возродить СССР, напасть на Прибалтику и прочее.
– Да Путин уже язык стер, рассказывая о позиции России.
– То, что Путин сейчас говорит о национальных интересах страны, это очень важно. Западу легче будет разобраться, потому что идеи изоляции России во многом рождаются от непонимания, чего Москва хочет. Поэтому нужно начать разговаривать с Западом более понятным ему языком.
У США есть особенность – они не хотят ни с кем говорить на равных. Они даже с Китаем сейчас так разговаривать не хотят. И с Россией, пока она объективно не поднимется до уровня США, на равных Штаты говорить не будут. Но если Россия попадет в спектр их интересов, то разговор будет. Сегодня такое попадание есть: это и Иран, и Сирия, и глобальное потепление. Целый ряд вопросов, решать которые без России гораздо сложнее.
Политолог Николай Злобин много лет живет в Вашингтоне и взгляд на мировую политику у него свой
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
– Чего ждать от выборов президента США?
– Эти выборы будут нетипичными. Экономика США развивается успешно, поэтому критиковать Обаму можно только за внешнюю политику. Каждый республиканец будет его долбить за провал отношений с Россией. Провал в том смысле, что он сделал мало, чтобы изолировать Россию. Демократы и Хиллари изо всех сил стараются показать, что они ни в коем случае не будут продолжателями дела Обамы. И с Россией в отличие от него будут обещать действовать гораздо жестче, чем Обама. Поэтому Россию и Путина будут упоминать часто, но в качестве пугала для национальной безопасности.
– В России многие считают, что Трамп чуть ли не наш человек.
– С Трампом я бы не стал обольщаться. Его задача сейчас выделиться на фоне конкурентов. Если все ругают Путина, он будет хвалить Путина, но лишь потому что ему надо быть особенным. Но это не значит, что в случае победы он будет придерживаться этой позиции. Скорее всего его риторика изменится на куда более негативную.
Тут главная проблема в том, что даже если кто-то из кандидатов предложит позитивную повестку отношений с Россией, это просто не добавит ему голосов. Никто в США не видит Россию страной, с которой выгодно сотрудничать. С точки зрения набора популярности у публики гораздо выгоднее ее ругать. И это проблема для всего мира: когда две ядерные державы не находят общих точек, это уже очень опасно.
Демократы и Хиллари изо всех сил стараются показать, что они ни в коем случае не будут продолжателями дела Обамы
Фото: REUTERS
– Борьба с ИГИЛ не подойдет в виде общей точки приложения сил?
– Она подошла бы, если бы была более глобальной задачей. Не борьбой с ИГИЛ в отдельном регионе, а борьбой с мировым терроризмом. Если бы это было совместными экономическими действиями, воевать в Африке и везде, где США участвует. Но не факт, что Россия готова экономически стать глобальным борцом с терроризмом.
Сирия и уход Асада для США стали локальной проблемой после того, как удалось напрямую договориться с Ираном. Они очень хотели его снять, потому что он был ближайшим союзником иранцев. Теперь же это для них не так важно. Пусть он сидит там еще год-два-три, сколько нужно будет.
Американцы в последние несколько месяцев серьезно взялись за перекрытие финансовых потоков ИГИЛ. Но они совершенно неготовы делиться этой конфиденциальной информацией с Россией. С речью о потоках нефтяной контрабанды Путин выступил очень ярко , американцы были впечатлены. Однако, сейчас речь идет о деньгах, банках, поиске финансовых потоков ИГИЛ за рубеж, тут Вашингтон с Москвой побоится сотрудничать.
С речью о потоках нефтяной контрабанды Путин выступил очень ярко , американцы были впечатлены
Фото: REUTERS
Европа: волна эмигрантов – это европейское 11 сентября
– ЕС переживает сегодня такой же период, какой пережила Америка после 11 сентября. Она за один год стала более подозрительной и гораздо менее терпимой. Все, что мы получили в мире потом, связано с этими изменениями, с тем, что американцы запаниковали. До этого они жили, как сыр в масле. Сидели за океаном, бомбили кого-то где-то далеко и ответа не ждали. И вдруг получили такой удар. Теперь они знают: мир вокруг Америку не любит! То же самое будет происходить с европейцами. Европейское благодушие кончилось, и это тоже негативно повлияет на глобальный миропорядок. Уровень доверия в мире потерян. Волна эмигрантов – это европейское 11 сентября. И к России Европа вряд ли будет относиться добрее, – сказал Николай Злобин корреспонденту газеты “Комсомольская правда-Ростов-на-Дону”.
– Но США консолидирована, а Европа сейчас крайне разобщена, все недовольны всеми.
– У Европы давняя проблема – она не может понять, ради чего она вообще объединялась. Экономически ясно, а в политическом и военном плане зачем им быть вместе? Евросоюз, конечно, выживет, но очень ожесточится на всех вокруг.
Волна эмигрантов – это европейское 11 сентября
Фото: REUTERS
Украина: Распада не произойдет, но новый Майдан может случится
– Я с самого начала выступал за присоединение Крыма к России. Наверное, я был единственным человеком в Вашингтоне, который считал, что это воссоединение одного народа. И объяснял американцам: у вас же самих все законы написаны про право на воссоединение, чего тогда вы возмущаетесь? То, что будет происходить на Украине, зависит от того, случится или нет еще один Майдан. Будет ли идти спокойный политический процесс с воплощением кусков Минских договоренностей или все это окажется снесено очередным майданным ураганом. Если все же дойдет до Майдана, то у игроков извне появится возможность вновь резко изменить курс.
– Год назад как абсолютно реальный сценарий обсуждался распад Украины на три части.
– Мне кажется она выживет, как единое государство. Это было бы страшным кошмаром для всех. Три кусочка никогда не смог ли бы стать самостоятельными, сразу бы нашлось очень много желающих поучаствовать в этом переделе: от Польши и Германии до наших друзей на самом юге. Это будет огромным ударом по международной безопасности. Это, наверное, единственная точка, где Москва и Вашингтон сходятся. Порошенко будут поддерживать хотя бы потому, что всем нужна легитимная власть на Украине, точка ответственности.
Донбасс: зависнет между Москвой и Киевом
– На юго-востоке все будет так же как и сейчас. Вроде и мир, но при этом Донецк постоянно обстреливают, происходят стычки, а политические договоренности между Киевом и Донбассом так и не появились. Взять на свой бюджет Донбасс Москва не решится, это будет слишком большой удар по бюджету. Поэтому Кремлю надо договариваться через Киев с теми, кто сегодня командует на Украине. А командуют там через Европу – США. То есть опять все сводится к диалогу с Вашингтоном. А у американцев нет такой заинтересованности: они ни платить за Украину не хотят, ни даже обсуждать ее. По-хорошему, надо бы отказаться от всех этих позиций “мы не участники конфликта”, а просто заставить США сесть за стол и договориться – что мы хотим делать с Украиной.
На юго-востоке все будет так же как и сейчас. Вроде и мир, но при этом Донецк постоянно обстреливают
Фото: REUTERS
Санкции: Обама может их отменить уже летом
– США и ЕС дружно твердят, что санкции к России связаны с Украиной. Снимут их в этом году?
– Вряд ли. В США санкции уже стали рутиной. Уже все забыли, из-за чего их вводили, это стало просто политикой в отношении России. И политики, и бизнес, и банки, и даже граждане к этому привыкли. Более того – если санкции снимут, им же придется перестраивать свои рынки сбыта, маршруты и много чего, а второй раз входить в ту же реку многие не хотят. Но санкции делятся на две части: те, что ввел Конгрес, и секторальные, которые ввел Обама силой своей исполнительной власти.
Первые снять нереально, Конгресс сегодня вообще один из самых антироссийских в истории. Даже при СССР был менее антисоветский Конгресс, чем нынешний. А секторальные Обама может снять частично, если к концу лета Америка будет вынуждена признать, что ситуация на Украине сдвинулась и Минск-2 как-то выполняется. Он сделает это просто указом, и многие европейцы с радостью на это пойдут. Но ведь можно еще, не отменяя санкции, сделать их неработающими. Не платя политическую цену, можно в реальной жизни закрыть на это глаза. Это довольно распространенная практика, например она работает сейчас с Кубой, с Ираном. Часть экспертов уже сейчас предлагает Обаме дать бизнесу и банкам свободу, и пусть они сами решают – надо им работать с Россией или нет. “А если что-то пойдет не так, у нас всегда есть санкции и мы эти банки всегда возьмем за задницу!”
А вот если Обама не сделает какие-то телодвижения в этом направлении до конца лета, то скорее всего следующий президент вообще ничего делать не будет. Он просто не захочет этим париться – не он же их вводил, и вся ситуация будет заморожена.
Сирия: война закончится тяжелыми переговорами
– Сирия не закончится, но из войной плоскости противостояние перейдет в политическую. Там ведь идет две войны: с терроризмом и гражданская между Асадом и другой частью общества. И где именно сейчас какая из них – разобраться очень трудно. Сегодня противников Асада поддерживает мощная международная коалиция, а за него – только Иран и Россия. В политическом процессе силы тоже не будут равны. Дамаск и Москва – это важно, но против них окажется весь мир. Это будет трудный процесс. Россия не сможет уйти из Сирии, не решив свои политические задачи, а они в 2016 году точно решены не будут. Каждый из игроков добивается в Сирии своих целей, и они совершенно не совпадают.
Выборы в Госдуму: ситуация в России гораздо стабильней, чем кажется
– Предстоящие осенью выбору в Госдуму могут как-то создать напряжение в обществе? Перед прошлыми, например, случилась Болотная площадь.
– Нет, сегодня внутренняя ситуация в России более стабильна, чем это кажется даже самим россиянам. Политическая система отрегулирована, и если удастся на выборах увеличить уровень конкуренции и легитимности победивших партий или кандидатов, то она останется стабильна и дальше. Если не случится какого-то жуткого экономического коллапса, то выборы наоборот могут систему еще больше стабилизировать.
Дмитрий Смирнов
Источник: rostov.kp.ru