Отток капитала из России уменьшился: утекать больше нечему

Отток капитала из России уменьшился: утекать больше нечему

В российской экономике сократилось количество денег. Отечественные компании зарабатывают внутри страны все меньше, а возможности получения иностранных кредитов резко сократились. Российские бизнесмены урезали финансирование собственных проектов, а зарубежные бренды и вовсе уходят из страны.

На этом фоне можно было бы порадоваться заявлению Центробанка о том, что чистый отток капитала из России в 2015 году составил $56,9 млрд против $153 млрд в 2014 году, однако номинальное уменьшение объемов бегства капиталов за рубеж не означает, что больше денег стало оставаться в России. Просто их в принципе стало меньше.

Финансово-статистические данные об уменьшении бегства капиталов не означают улучшения экономической конъюнктуры, подтвердил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Как был настроен отток капитала? Страна зарабатывала большие деньги на экспорте сырья. В силу принципиального нежелания заниматься развитием, эти деньги не находили применения в стране, и, соответственно, из страны уходили. Когда наступил кризис, они ускорили бегство, как это было в 2014 году. Но в 2015 году денег стало намного меньше, и бежать стало нечему», – пояснил Делягин.

Уменьшение номинального объема оттока российских капиталов за рубеж свидетельствует об уменьшении деловой активности в условиях кризиса, полагает и директор Института стратегического анализа ФБК, профессор ВШЭ Игорь Николаев. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», радоваться тут нечему.

«Сокращение оттока капиталов объясняется тем, что уже и так «утекло» слишком много, и мало что осталось. Сокращение иностранных инвестиций отвечает этой тенденции: экономика по-прежнему находится в кризисе и остается инвестиционно непривлекательной», – сказал Игорь Николаев.

Профессор ВШЭ подчеркнул, что в номинальном выражении отток капиталов в наступившем году может оказаться даже меньше $50 млрд, но и эта цифра свидетельствует о сохранении прежних кризисных тенденций в российской экономике.

Сокращение объемов вывоза капитала из России не должно вызывать преувеличенно позитивных ожиданий, уверен советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников. Риски отечественной экономики не снижаются. В нынешнем году отток капитала из России сохранит тенденцию к сокращению, оказавшись менее 50 млрд, согласился эксперт. Но одним из главных факторов этого станет уменьшение почти в два раза выплат по корпоративному внешнему долгу.

«В целом, если брать только один показатель – отток капитала, то это определенный успех, свидетельство оздоровления ситуации. С другой стороны, надо иметь в виду, что статистика платежного баланса всегда носит лукавый характер. Иногда за сильным платежным балансом скрывается фундаментальная слабость экономики. Хотя отток капитала снижается, но в разы падают прямые иностранные инвестиции. Сохраняющееся положительное торговое сальдо, при общем сокращении более чем на 20%, было достигнуто за счет резкого сжатия импорта, прежде всего, инвестиционных товаров, что снижает восстановительный потенциал российской экономики», – объяснил Масленников.

Сокращение оттока капиталов за рубеж произошло благодаря выплате долгов российскими корпорациями, считает и президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Невозможность перекредитоваться за рубежом теперь ведет к уменьшению выплат.

«Все произошло по естественным причинам: случилось ограничение по предоставлению кредитов на американском и европейском направлениях. Фактически основную часть прошлого и позапрошлого года российский корпоративный сектор отдавал денежные средства. Значительная часть корпоративного долга была отдана, а новые кредиты не были получены ввиду санкций. Соответственно, отток капиталов, в котором более половины составляли эти выплаты, сократился», – пояснил Дмитрий Абзалов.

Сокращение иностранных инвестиций в российские компании параллельно сопровождалось уменьшением инвестирования россиян за рубеж. «Из-за валютных курсов инвестирование за рубеж оказалось не самым выгодным предприятием. Поэтому значительная часть российских компаний – например, Сбербанк, Роснефть, Газпром – несколько сократили внешнюю активность: уменьшились перетоки, осуществлявшиеся между материнскими и дочерними компаниями», – рассказал Абзалов.

По мнению эксперта, сокращение зарубежного финансирования, иностранных инвестиций и кредитов настоятельно требует замещения их внутренним финансированием. Однако пока Центробанк не торопится с позитивными шагами в этой сфере.

«Без финансовых ресурсов компании будут серьезно “подрезать” свои проектные программы. В кризис 2008 года, используя ВЭБ, удалось перехватить финансирование, перекредитовать российские компании. Сегодня потребности корпоративного сектора в финансировании также колоссальны. Однако сейчас условия, которые предоставляет РФ, значительно проигрывают тем, которые ранее предоставляли в США и ЕС. Поэтому формирование новой финансовой системы в долгосрочной перспективе произойдет, только если ЦБ наладит эффективный кредитный механизм», – подчеркнул Дмитрий Абзалов.

Согласно одной притче, ордынские баскаки собирали дань с русских людей до тех пор, пока те плакали. Если люди плачут – значит, у них еще есть, что отобрать. А вот если они начнут смеяться в ответ на требования сборщиков, значит, отбирать у них уже нечего. С каждым днем страна все приближается к такой стадии «веселья».

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий