Коллеги из Би-би-си намекнули, что подводить итоги 2015 года уже поздно, хотя они очевидны, а вот делать прогнозы на 2016-й – в самый раз, хоть это и рискованно. Я, слава богу, не политолог и не аналитик, денег за высасывание предполагаемого будущего из пальца не получаю. А потому, даже если ничего не сбудется, стыдно не станет. Так что рад поделиться с вами своими догадками!
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ нефть по 20-30 долларов; рубль по 100 штук за евро; реформы не проводятся; чиновников-пессимистов из числа “сислибов” постепенно задвигают, чтобы не сеяли панику; инфляция растёт; государство пытается регулировать цены на популярные товары, чтобы избежать волнений; вводятся карточки; снимают министров; стремительно растёт безработица – уже не только скрытая, но и открытая. Вероятность: 90%.
ПРАВА И СВОБОДЫ под предлогом мобилизации ресурсов страны в период кризиса гайки завинчиваются до уровня 70-х годов; самая крупная мишень – “независимые” масс-медиа. Перед выжившими пока СМИ из числа “usual suspects” (“Новая газета”, “Эхо Москвы”, “Дождь”, New Times…) ставится вопрос ребром: или поддержка генеральной линии и нейтралитет по деликатным темам, или… Заметных очагов свободомыслия на информационном поле к концу года вполне может не остаться. Особое внимание – интернету. Тут в максимально возможных масштабах внедряется “китайская модель”. Принимается Думой и начинает активно применяться новая статья, аналогичная давешней про “антисоветскую пропаганду”; практически любая публичная критика властей становится уголовным преступлением. Вероятность: 75%.
УКРАИНА Кремль, в целом, выполняет Минские договорённости – выводит из Донбасса регулярные войска и подконтрольных “добровольцев”, предлагает Украине восстановить законную границу. Авантюра “Новороссии” сворачивается окончательно; среди русских националистов Путин становится персоной нон грата – его называют “марионеткой Ротенбергов” и “чеченским заложником”. Надежды на то, что “сдав” Донбасс, Путин получит от Запада индульгенцию на Крым, не оправдываются – обстановка там постепенно обостряется из-за экономических неурядиц и политических скандалов. Вероятность: 70%.
ПУТИН несмотря на старания телеканалов в раздувании культа личности, рейтинг постоянно падает в силу беспросветной экономической ситуации. Сильного внешнеполитического допинга у президента не осталось (да и денег нет); острие мобилизационного пафоса перемещается на “врагов народа”, “вредителей”, “саботажников” и “шпионов”. К их числу, помимо либерастов, педерастов и спекулянтов, всё чаще относят и – долго Путин держался! – евреев. Доносительство всячески стимулируется. Параллельно с усугублением всего и вся, ширятся и разговоры о “неадекватности” нацлидера. Вероятность: 80%.
ОППОЗИЦИЯ границы, по-прежнему, открыты; люди бегут, и центр тяжести оппозиционной деятельности постепенно сдвигается за границу. Из разрозненных активистов и кружков возникают более крупные организации – даже что-то вроде “правительства в изгнании”. Насколько эффективна эта тусовка – покажет будущее. В самой стране, подстёгиваемая народным недовольством, слегка смелеет и начинает бодать Кремль карманная парламентская оппозиция. На выборах в Думу, при всех 146 процентах, заметно вырастает поддержка коммунистов; по одномандатным округам также проходит некоторое количество критично настроенных депутатов. Оппозиционная активность приобретает всё более выраженный региональный характер; актуальными становятся призывы к “настоящему федерализму”. Вероятность: 75%.
ЧЕЧНЯ убийцам Немцова дают по 10-15 лет с отбытием наказания у себя на родине. (Организатор в розыске, заказчик не установлен). Там их неплохо обустраивают, а некоторых вскоре отпускают на заслуженный отдых в Эмираты. Это всё вызывает гнев у оставшейся в России прогрессивной общественности и ропот силовиков, однако Путин беспрекословно благоволит к одиозному Кадырову, которого всё чаще сравнивают с Распутиным при Николае II. Вероятность: 90%.
СПОРТ за неимением нового Крыма делаются отчаянные попытки возбудить массовую эйфорию за счёт стадионных переживаний. Спортивные комментаторы в патриотическом экстазе превосходят политических, политические переквалифицируются в спортивных. Олимпиада в Рио и Чемпионат Европы по футболу проходят для РФ бесславно; все силы брошены на ЧМ-2018, но его проведение в России остаётся под вопросом. Вероятность: 95%.
ЦЕРКОВЬ ввиду брожения в народе вообще и среди пенсионеров особенно, Кремль возлагает на патриарха Кирилла ответственную миссию – успокаивать прихожан всеми силами. Славословия Путину, проклятия “инородным бесам” и фраза “всякая власть от Бога” повторяются на всех службах, как заклинания. В качестве компенсации за эту неприятную и не способствующую росту авторитета работу РПЦ получает новые привилегии на ниве тихого стяжательства и карт-бланш на православную цензуру. Вероятность: 85%.
КУЛЬТУРА вводятся контрсанкции – точнее, квоты – на всяческий иностранный контент и слегка замаскированная цензура в форме экспертных и общественных советов. Действие новых законов (“О недопустимости критики государства”, “О русофобии”, “О защите чувств верующих” итп) при координации активиста Мединского возвращает культурную ситуацию к нормам начала 80-х годов: тотальный политический, идеологический и выборочный эстетический контроль. “Конвертируемые” мастера искусств предпочитают работать за границей; “попса” беднеет поскольку народ нищает; тихо и любовно возрождаются традиции советского андерграунда – квартирные концерты, дачные выставки, литературные чтения на дому. Вероятность: 90%.
СИРИЯ военное присутствие России сохраняется, но интенсивность бомбардировок и прочая активность существенно снижается, вплоть до прекращения. Уходить совсем – вроде неудобно; начинать серьёзную операцию – тем более, поскольку народ эту войну “своей” не признал и средств нет. Новой Сирии тоже не будет – кроме Асада известных друзей в мире у Путина не осталось; разве что Шрёдеру и Берлускони убежище предоставить в случае скандала. Вероятность: 65%.
БЫТ потребительская картина знаменуется возвращением ко многим привычкам советского периода, только вместо дефицита ключевым фактором становится безденежье. Люди становятся гораздо менее мобильными: меньше шоппинга, клубов-ресторанов, путешествий; улицы пустеют. И грязнеют: увеличивается отток мигрантов, силами которых – в Москве, по крайней мере – поддерживались чистота и порядок. Пробки становятся заметно меньше. Цены – даже на бензин! – растут, естественно. Вместо пресловутого “импортозамещения” – бум натурального хозяйства, от парников на даче до самогоноварения. Вероятность: 95%.
БУДУЩЕЕ Впереди – семнадцатый год! Вероятность: 100%.
Источник: bbc.com