На картине изображена Мария Александровна Бутина (Шепетовская), вторая жена Михаила Дмитриевича Бутина.
Нерчинск уже давно известен далеко за пределами России. Один Бутинский дворец, в котором сейчас расположены экспозиции Нерчинского краеведческого музея, чего стоит. Все экспонаты, которые бережно хранят сотрудники музея, так или иначе, связаны с деятельностю семьи Бутиных.
Сейчас работники пытаются найти один из экспонатов – картину художника-передвижника Константина Маковского. На портрете изображена Мария Александровна Бутина (Шепетковская), вторая жена Михаила Дмитриевича Бутина. Долгое время картина хранилась в Бутинском дворце, что подтверждается описью имущества 1892 года и фотографией, хранящейся в фондах Читинского музея.
– Условно мы эту картину назвали «Пряха», – рассказал журналистам сайта “КП-Чита” Александр Литвинцев, заместитель директора Нерчинского краеведческого музея. – Но встречаются репродукции, где ее называют «Урок пряжи».
Он также рассказал, что Константин Маковский и семья Михаила и Марии Бутиных были дружны. Предположительно картина была написана в 1870-1880-х годах, в городе Санкт-Петербург. Художник писал портрет, вероятно, с натуры, в Санкт-Петербурге, где на Невском проспекте блистал его знаменитый салон.
АЛТАЙСКИЙ СЛЕД
Фото предоставлено Александром Литвинцевым
Стоит отметить, что есть еще один портет Марии Бутиной, написанный Константином Маковским, на котором изображена молодая девушка, смотрящая из овальной рамы. Каштановые волосы уложены в модную на тот момент прическу, открывающие небольшие уши. Короткая челка не скрывает красоты лба. Платье из розового шелка. Воротник-стойка с атласным бантом и борт застежки с мелкими великолепно написанными перламутровыми пуговицами отделаны тонким кружевом. Во всем облике молодой особы – изысканная простота и гармония. Работа над портретом явно доставляла удовольствие обоим. Возможно, велась легкая, светская беседа, и реакция на сказанное художником – веселый доброжелательный интерес в глазах Марии Александровны.
С конца 1950-х годов он хранится в Барнауле, в Алтайском художественном музее. Как и розыскиваемую “Пряху”, так и этот портрет после смерти Михаила Бутина оказался в Саратове, у сестры Марии Александровны – Надежды Александровны Кубе. Во время Великой Отечественной войны оба портрета Марии Александровны были переданы в Саратовский художественный музей им. Радищева, а после окончания войны – в Государственную Третьяковскую галерею, откуда он попал в Дирекцию художественных выставок. И уже оттуда в 1960 году поступил в Алтайский художественный музей.
КАК В ВОДУ КАНУЛА
В конце XIX века алтайский портрет видели наряду со старинными фламандскими картинами американцы Кеннан и Фрост. Затем, в 1900-м, портрет экспонировался на художественной выставке в Иркутске, где публике он был представлен не один, а с другими полотнами из домашней коллекции Бутиных: Вельц «В Крыму», Ткаченко «Заливной луг», Голынский «Нежные чувства», Пелевин «Няня», Казанцев «Цветник».
Следы “Пряхи” теряются в Государственной Третьяковской галереи, где по желанию родственников она должна была остаться на вечном хранении.
– На наш запрос в Государственную Третьяковскую галлерею был получен ответ, что в их собрании такой картины нет, – сообщил Александр Юрьевич. – Возможно портрет Марии Александровны был отправлен на хранение в какой-либо региональный художественный музей. Одним словом, следы затерялись. Мы не стремимся вернуть картину в наш музей, если ее следы будут обнаружены. Нам важно знать местонахождение одного из интереснейших предметов бутинского наследия.
Александр Литвинцев обратился ко всем читателям газеты “Комсомольская правда” с просьбой если вдруг кто-то, где-то видел портрет Марии Александровны Бутиной, сообщить в Нерчинский краеведческий музей.
Надежда ПЕНЬКОВСКАЯ, Анатолий ЯКИМОВ
Источник: chita.kp.ru