Брюссель готовится к принудительному расселению беженцев по странам ЕС. В странах Балтии первые группы мигрантов ожидаются уже в следующем месяце. При этом под возрастающим давлением иммиграции и исламского экстремизма страны ЕС постепенно отказываются от принципа свободного перемещения по Европе и понемногу ограничивают шенгенский режим. В такой ситуации следующий шаг руководства ЕС – принуждать мигрантов оставаться в странах расселения и заставлять сами страны бороться с выездом беженцев в другие страны ЕС. Для Эстонии, Латвии и Литвы при таком сценарии проблема беженцев грозит оказаться еще более болезненной, чем предполагалось изначально.
Первая переехавшая в Литву семья беженцев подала в суд на Литву за то, что вместо статуса беженцев им предоставили дополнительную правовую защиту, что означает отказ от всех полагающихся беженцам льгот, пособий Еврокомиссии, а также необходимость через два года вернуться в Ирак. Семья, рассчитывавшая на официальное признание беженцами, планировала жить в Литве постоянно и стабильно получать хороший финансовый паёк и из литовского бюджета, и из бюджета ЕС. За эту мечту о великой европейской халяве иракцы теперь готовы бороться с Литовской республикой в суде.
История очень символичная: первое же соприкосновение азиатских мигрантов с Прибалтикой обернулось открытым конфликтом. Хорошо еще, что пока лишь цивилизованным и европейским конфликтом – судебным. Но все же прецедент был создан с самого начала. Судя по всему, этот первый конфликт – далеко не последний. В нем отразилась суть противоречий между беженцами и балтийскими странами. Последние отнюдь не стремятся давать новоприбывшим особых преференций и VIP условий для жизни на новой родине, а иммигранты именно за этим в Европу и едут.
И так называемые «экономические мигранты» – ближневосточный средний класс, который под видом беженцев перебрался в Европу и теперь разъезжает по ней на такси, выбирая страну получше, и реальные беженцев из зон военных конфликтов, чувствующие себя обездоленными и обиженными – все они думают, что европейцы их будут холить и лелеять, и в жизни у них наступит социальный рай, за которым они в ЕС и ехали. В богатых Швеции и Германии, куда направляется основной поток мигрантов, оно бы так и было, но в странах Прибалтики иммигрантам на социальное благоденствие рассчитывать точно не приходится – какое уж тут благоденствие для приезжих, если из этих стран бежит коренное население? Эти страны даже при желании не смогли бы обеспечить мигрантов достойными социальными пособиями – у них денег нет.
В той же Литве семья беженцев будет получать 510 евро в месяц (что немногим меньше средней зарплаты в стране), а одноразовое подъемное пособие для беженцев снижено с 456 до 204 евро (что в два раза ниже минимальной литовской пенсии). Для коренных литовцев даже такие выплаты новоприбывшим – несправедливо много, тогда как для самих иммигрантов это до невозможности мало. Если учесть, что на каждого беженца Еврокомиссия выделяет принимающей стране 6 тысяч евро, и гости об этом знают, то размеры пособий и социальные льготы – это прямой конфликт между беженцами и балтийскими странами.
До сих пор считалось, что выход из этого конфликта будет такой же, как для коренных жителей Литвы, Латвии и Эстонии: эмиграция внутри ЕС в страны побогаче нищей Прибалтики.
Однако теперь Брюссель переходит к тактике принудительного навязывания беженцев и принимающих стран друг к другу: страны ЕС готовят к принудительному приему беженцев, отдельные европейские страны шаг за шагом отходят от Шенгенского соглашения, и следующий логический шаг в таком случае – принуждать беженцев оставаться в той стране, в которую их расселили.
Для Прибалтики такой сценарий означает, что проблемы из-за беженцев у трех республик будут куда большие, чем изначально предполагалось. Потому что до сих пор считалось, что те 1106 человек, которые будут определены в Литву, 776 человек — в Латвию и около тысячи — в Эстонию, пожив в условиях прибалтийских холодов, нищеты и дождливости, сбегут в ту же Германию. Даже если потом в Прибалтику завезут еще беженцев – не беда: те тоже поживут немного и сбегут.
Однако теперь Евросоюз и входящие в него страны переходят к ужесточению в вопросах миграционной политики. После терактов в Париже временно вышла из шенгенской зоны и восстановила контроль на границах Франция, в новом году частично приостановила действие шенгенского соглашения на своих границах Австрия, с самого начала вразрез с немецкой и общеевропейской политикой по отношению к беженцам ведет себя Венгрия, теперь к ней подключится Польша.
При этом Еврокомиссия готовится заставлять выполнять данные по приему беженцев обязательства. «В Европейском парламенте подготавливается сообщение о принудительной солидарности и разделении беженцев. Пускай новый премьер готовит речь», — написал европарламентарий от Латвии Артис Пабрикс. «Одна из основных задач нового премьера — уверенным английским и твердым голосом в Брюсселе не допустить утверждения квот на прием беженцев», — писал Пабрикс несколькими днями ранее. Теперь, по его словам, Брюссель готовится не только принудительно давать странам ЕС квоты на беженцев, но и сделать эти квоты существенно выше, чем они были в прошлом году.
Так что сейчас параллельно развиваются две тенденции. С одной стороны, все страны ЕС принуждают завозить к себе иммигрантов, с другой стороны, некоторые из этих стран начинают ограничивать на своих территориях действие Шенгенского соглашения.
Дело идет к тому, что на следующем этапе — ради сохранения открытых границ в Европе и спасения самых богатых и социально благополучных европейских стран от тотального наводнения иммигрантами — в ЕС решат обязать беженцев постоянно жить в тех странах, в которые их расселили.
И тем же странам Прибалтики терпеть на своей земле этих новых жителей придется не несколько месяцев, как они рассчитывали, а всегда.
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru