Выполнит ли Украина Минские соглашения?

Выполнит ли Украина Минские соглашения?

Напряженный «геополитический» январь вынуждает политиков действовать стремительно. Понятно, что горяч и ближневосточный контекст, и политический цейтнот Украины.

В чем январская проблема нынешнего руководства Украины? А в том, что ему необходимо срочно, до февраля, решить законодательный вопрос с конституционной реформой, оговоренной в соглашениях, повсеместно именуемых «Минск-2». Соглашения эти, по сути, Киевом сорваны, поскольку датой их реализации был определен 2015 г. Однако, как мы знаем, и о том внятно напомнил президент В. Путин в новогоднем интервью немецкому популярному изданию, и этот пункт Киев не выполнил, как и прекращение огня в Донбассе.

Мы также знаем, что договоренности по «Минску-2» продлены на 2016-й, чем «нормандская четверка» дала дополнительный шанс Киеву поправить положение в новом году. Дело же в том, что изменения в украинскую Конституцию могут быть внесены не позднее февральской сессии Верховной Рады, поскольку в случае непопадания в эту сессию хунта процедурно не впишется в сроки 2016 года. Проблемность ситуации заключается также в том, что если пан Порошенко и хочет реализовать «Минск-2», хотя бы из инстинкта самосохранения, то царящая в парламенте «демократия» вряд ли позволит провести нужное решение, набрать при голосовании 300 голосов из 450-ти.

Какие же события произошли в этой связи в первой половине января?

Усилилась мощь российских переговорщиков в Минске. А именно: полномочным представителем России в Трехстороннюю минскую контактную группу по урегулированию кризиса на Украине был назначен член Совета безопасности РФ Борис Грызлов, и неофициально сообщалось, что еще до 13 января, дня очередного раунда минских переговоров, Б. Грызлов побывал в Киеве (!), где встречался с Порошенко. Удивление публики в соцсетях было вызвано как тем фактом, что самолеты-то нынче из России на Украину не летают, ну и стояли стон и вой со стороны свидомитов, что Порошенко «прогибается под Москву», «сливает свободу и завоевания майдана» ради своих корыстных интересов, «сдает Кремлю Донбасс». УкроСМИ сообщали, что у посланника Грызлова состоялся с Порошенко часовой разговор тет-а-тет и что Борис Вячеславович привез «последние предложения российского президента».

Произошли также не только телефонный разговор госсекретаря США Джона Керри и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, но и телефонная беседа президентов России Владимира Путина и США Барака Обамы.

И последней на сегодняшний момент важной новостью стала шестичасовая закрытая встреча в Калининграде помощника президента России Владислава Суркова, кремлевского куратора вопросов Украины и Донбасса, с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд.

Последнее обстоятельство побудило иронически настроенных комментаторов назвать эту встречу или состоявшиеся договоренности (которые не оглашены!) «пактом Суркова-Нуланд».

Последнее, как сейчас принято говорить, «знаковое событие», свидетельствует о правоте тех аналитиков, которые уже более года твердили о том, что переговоры с Европой, в частности, Германией, Францией в составе той же «нормандской четверки», — это хорошо и мило (ведь именно она ставила три гарантийные подписи под соглашениями Януковича с «оппозицией»), однако действенные договоренности могут быть лишь между США и Россией, в данном случае главными геополитическими игроками за «шахматной доской» (термин, помним, Бжезинского).

В. Сурков после калининградской встречи кратко отметил, что переговоры прошли конструктивно, и по Украине достигнут ряд компромиссов. Они касаются выработки методов «принуждения Киева к выполнению Минска-2», а также обеспечения безопасности и возможности проведения выборов в Донбассе.

«Состоялись довольно обстоятельные, конструктивные и полезные консультации. Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений», — заявил В. Сурков журналистам. По словам чиновника, по некоторым чувствительным вопросам, как например, конституционная реформа на Украине, безопасность и выборы, выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе в «нормандском формате» (Германия, Франция, Россия и Украина).

И в заявлении представителя госдепартамента Джона Кирби отмечалось, что «обсуждалась ситуация на востоке Украины и необходимость полной имплементации Минских договоренностей».

Обозреватель ресурса «Украина.Ру» А. Чаленко приводит такое высказывание лица, имевшего отношение к калининградской встрече: «У нынешней демократической администрации в Белом доме сейчас выборы на носу, поэтому, во-первых, им не нужна война в Донбассе, которая, понятно, чем завершится для украинской армии. Во-вторых, им надо показать прогресс в мирном урегулировании. Так что они будут давить на Порошенко: выполняй Минск-2; делай всё от тебя зависящее, чтобы были приняты необходимые законы — и о выборах на территории, контролируемой ДНР и ЛНР, и об особом статусе, и об амнистии».

Но самым главным достижением переговоров в Калининграде, по словам этого источника, стало то обстоятельство, что американская сторона согласилась рассмотреть предложенный Кремлем статус Донбасса.

Формально эта территория по замыслу российской стороны должна обрести статус «договорной автономии».

Что же это значит? Поясняют: «Донбасс остается, естественно, формально, территорией Украины, но согласно украинским законам ему предоставляется автономия. При этом Донбасс получает право на внешнеполитическую активность. Он будет иметь возможность на заключение фактически международных договоров». Таким образом, ДНР и ЛНР, оставаясь в составе Украины, на самом деле и формально становятся де факто независимыми от Киева территориями.

На бумаге и в головах «схемотехников», рисующих «дорожные карты», это вполне может быть задумано. Однако как может быть реализовано фактически, сказать пока затруднительно. Крайне негативно на такой сценарий глядят и граждане донецких республик, и экстремальные персоны Украины.

Симпатизирующие Донбассу предполагают, что ЛНР и ДНР смогут заключать внешнеполитические договора с Россией, Абхазией и Южной Осетией, и нынешние взаимосвязи смогут быть  легализованы  «в глазах мирового сообщества».

А. Чаленко напоминает, что «резолюция ООН, принятая в нулевых по Косово, признавала, что эта территория является территорией Сербии, но давала возможность косоварам на внешнеполитическую активность. Эту резолюцию никто не отменял, но Косово — уже независимое государство. Вот так будет и с Донбассом: формально это украинская, а на самом деле уже российская территория.

Американцы — реалисты. Они понимают, что после того, что случилось в отношениях Донбасса и Украины, нельзя будет возвратиться к прежнему статус-кво — ДНР и ЛНР на это никогда не пойдут.

Попытка взять и впихнуть Донбасс обратно в Украину закончится новым восстанием и новой войной, и России не останется ничего другого, как поддержать ДНР и ЛНР в этой войне. А это означает только одно — очередное поражение Киева со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому американцам, видимо, ничего не остается, как согласиться на озвученный Сурковым в Калининграде проект “договорной автономии Донбасса” и начать интенсивно вместе с Россией принуждать Киев к выполнению Минска-2».

Политолог Роман Травин (Харьков) так комментирует место руководства Украины в раскладе, случившемся по факту калининградских переговоров: «Эта встреча из серии: “все, что вам нужно знать про современную Украину”. Встретились два чиновника не первого эшелона, а по факту два технолога, которые работают с Украиной как с объектом, и сделали это публично. Эта встреча показательнее, чем десять встреч Обамы и Путина».

 Следует сказать и о результатах первого в этом году заседания Трехсторонней контактной группы, проходившего 13 января в Минске. По его итогам была поддержана инициатива Б. Грызлова об объявлении режима тишины, который должен был начаться немедленно.

Надо помнить также, что украинская позиция, включая подконтрольные пропагандистские СМИ, заключается в повторении мантры о том, что «Россия должна выполнить Минские соглашения» (???). Понятно, что это и есть пока что позиция посольства США на Украине, то есть позиция «прокуратора Пайетта», который говорит прямо: «Наша цель — заставить президента Путина выполнять те обещания, которые он дал в рамках Минских соглашений … Россия должна вывести свои войска и оружие, необходимо возобновить контроль Украины над международной границей, достичь полного прекращения огня, освободить всех заложников, включая политических заключенных»

Наблюдатели говорят, что тем самым американцы переворачивают «дорожную карту» под названием Комплекс мер, как и украинцы. То есть на первом месте у них стоит вывод российских войск (???), на втором — контроль над границей, и лишь на третьем — прекращение огня.

Справедливо замечено: это та же логика, что и у Киева. Логика геноцида. Сначала лишить донбасцев оружия, потом закрыть границу, а потом тихо — без артиллерии и танков — уничтожить всех, кто против Бандеры и Порошенко, и их омайданенных наци.

Переговоры в Минске 13 января походили, увы, под аккомпанемент взрывов в Донецке.

Решение контактной группы о прекращении огня вступило в силу с 00:00 часов 14 января. Еще, по сообщению ОБСЕ, в январе стороны конфликта в Донбассе должны обменяться в общей сложности 50 пленными. Кроме того, контактная группа по Донбассу договорилась о механизме уплаты ЛНР долгов за воду Украине и о проведении следующего своего заседания 20 января.

Эти решения Донбассом были встречены без энтузиазма. Так, глава ДНР Александр Захарченко пессимистично заявил, что переговоры в Минске в текущем году ждет очередное фиаско, поскольку, «если брать хронологию событий, то Украина не выполнила ни одного пункта минских соглашений — они и сейчас пытаются все передернуть. Они [киевские власти] требуют выход к границе, но не делают поправок в конституцию для предоставления особого статуса Донбассу. А также не согласовывают вносимые поправки в конституцию с главами ДНР и ЛНР».

Аналитики поясняют, что такое настроение Захарченко, как и настроения многих жителей Донбасса, легко понять, если учесть, что со времен подписания Минска-1 ощутимого результата от решений по прекращению огня так и не было, продолжались обстрелы, разрушались города и села, гибли люди, а Киев, используя «перемирие», подтягивал к границам ЛНР и ДНР все новые и новые силы и вооружения, а недавно в очередной раз заявил об условиях очередной, уже 7-й по счету, мобилизации.

В общем, надеяться на то, что результатом минских переговоров в 2016 г. станет стабильный прочный мир, пока не приходится, особенно принимая во внимание то, что Украина не стремится выполнять свои предыдущие обязательства. Нынешняя линия разграничения не устраивает ни Киев, ни Донбасс, а вокруг нее по-прежнему сконцентрировано большое количество живой силы и техники.

 Стремления внешних сторон к мирному урегулированию понятны, однако реалии жизни на сегодняшний момент — иные. Это подтверждает военная сводка на 16 января, поступившая от заместителя командующего корпусом Минобороны ДНР Эдуарда Басурина: «Обстановка на линии соприкосновения за прошедшие сутки резких изменений не претерпела. Противник в нарушение всех договоренностей 14 раз обстрелял территорию Республики. Обстрелам подверглись районы населенных пунктов ЛОЗОВОЕ, КОМИНТЕРНОВО, ОЗЕРЯНОВКА, ЖАБИЧЕВО, СПАРТАК и район АЭРОПОРТА города ДОНЕЦК. Всего по территории республики было выпущено ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ мин калибром 120 и 82 мм, ОДИН выстрел из ПТУР, ПЯТНАДЦАТЬ выстрелов из БМП, ШЕСТЬДЕСЯТ выстрелов из СПГ и АГС.

В очередной раз украинская сторона своими действиями подтвердила стремление к возобновлению конфликта. Несмотря на наши призывы к оставлению населенных пунктов, находящихся в буферной зоне, командование так называемой антитеррористической операции наращивает присутствие в них. Так, в н.п. ВОДЯНОЕ, прибыло подразделение в составе ЧЕТЫРЕХ БМП и ВОСЕМНАДЦАТИ автомобилей с личным составом и боеприпасами. После прибытия усиления противник осуществил массированный артиллерийский обстрел по н.п. КОМИНТЕРНОВО, всего было выпущено ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ мины калибром 82 мм.

Кроме того, разведка Донецкой Народной Республики продолжает фиксировать факты перемещения и сосредоточения вооружений и личного состава противника на линии соприкосновения в других районах…

Также, миссия ОБСЕ фиксирует нарушение украинской стороной достигнутых договоренностей. При проверке 15 января мест хранения отведенного украинского вооружения выявлено отсутствие ДВУХ 82 мм минометов, ТРЕХ 85-мм гаубиц Д-44, ДВУХ танков Т-64.

Участились случаи вооруженного противостояния между подразделениями ВСУ и добровольческими националистическими подразделениями. Использовав все меры воздействия, командование так называемой антитеррористической операции приступило к подготовке силовой операции по нейтрализации добровольческих подразделений. Для этих целей в н.п. ГРАНИТНОЕ прибыла группа офицеров штаба АТО.

В свою очередь, добровольческие батальоны готовятся к вооруженному противостоянию с подразделениями ВСУ. Так, в н.п. НОВОАЛЕКСЕЕВКА, 19 км до линии соприкосновения, отмечено прибытие на усиление двух взводов ДУК “Правый сектор”».

Э. Басурин обратил внимание журналистов, что в последнее время отмечается не совсем объективная работа наблюдателей миссии ОБСЕ.

В частности, всем известны факты захвата вооруженными силами Украины ВОСЬМИ населенных пунктов в буферной зоне, и ведение с их территории интенсивных обстрелов сел, в результате которых страдают мирные жители. Все эти факты абсолютно игнорируются представителями миссии ОБСЕ. Также, по данным разведки ДНР, на Мариупольском направлении для наступления происходит концентрация украинских силовиков, часть из которых занимает позиции в населенных пунктах в буферной зоне. И это в упор не замечается представителями миссии ОБСЕ!

При этом донбассцев глубоко разочаровывают усыпительные заявления руководства миссии ОБСЕ, в частности, первого заместителя ее руководителя Александра Хуга, о том, что миссию устраивает ситуация в буферной зоне. А ведь именно Александр Хуг выступил с предложением о создании демилитаризованной зоны (с отводом техники и личного состава противостоящих сторон) для снижения напряженности на Мариупольском направлении. Но как только подразделения ВС ДНР в добровольном порядке оставили ШИРОКИНО, позиции в населенном пункте заняли украинские войска.

А. Хуг уже заявил при журналистах, что занятие украинскими силовиками населенных пунктов буферной зоны является нормальным явлением. При этом г-н Хуг лично гарантировал, что не допустит использования какой-либо из сторон данного населенного пункта как плацдарма для наступления. Видимо, заместитель главы СММ ОБСЕ забыл о своих обещаниях, или его обещания были частью плана для подготовки ВСУ к наступлению?

 Резюмируем словами экс-замминистра иностранных дел Украины Александра Чалого: «Значительная часть домашнего задания лежит на украинской стороне. Парламент должен проголосовать изменения в Конституцию, принять закон об амнистии и закон о выборах в спецрегионах Донецкой и Луганской областей. Это очень сложные вызовы с точки зрения внутриполитической ситуации на Украине. Есть четкое понимание, что Украина к февралю не сможет принять эти законодательные акты… Новое соглашение подписано не будет.

Конечно, для украинской стороны было бы важно внести некоторые существенные изменения в Минские соглашения, но позиция России будет непримиримой… С февраля мы входим в зону большого риска возобновления конфликта с новой интенсивностью.

Очень много будет зависеть от дипломатических усилий всех сторон, которые вовлечены в конфликт».

 

Лев Золотко

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий