Владимир Путин встретился с эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Аль Тани.
По приглашению российского лидера эмир совершает свой первый официальный визит в нашу страну. Главными темами переговоров в Кремле стали вопросы международной повестки дня, прежде всего – политическое урегулирование в Сирии.
«Катар – очень важная составляющая часть ситуации на Ближнем Востоке, в Заливе», – подчеркнул Владимир Путин в ходе встречи с эмиром. Он призвал его искать решения и развязки по наиболее сложным и проблемным вопросам. Также российский лидер отметил, что Москва рассчитывает на согласование позиций с Дохой в вопросах энергетики, особенно в сфере газа.
В свою очередь, Тамим Бен Хамад Аль Тани заявил, что Российская Федерация сегодня играет основную роль в обеспечении стабильности в мире и добавил, что его страна хочет развивать отношения с РФ и «найти решение проблем в том, что касается стабильности в некоторых странах нашего региона».
Владимир Путин и Тамим Бен Хамад Аль Тани обсудили наращивание сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической и гуманитарной сферах. Вместе с эмиром прилетела большая делегация руководства страны, которая ведет переговоры с министерством энергетики России: Катар обладает одними из самых больших в мире запасов газа, однако совместных проектов у наших двух стран в этой области пока нет.
До переговоров с В. Путиным у эмира состоялись встречи с руководством Федерального Собрания Российской Федерации. «Сейчас крайне важно в рамках Венского формата определиться в критериях и определить те международные террористические организации, ИГИЛ и другие, которые ведут террористическую деятельность, чтобы у всего мирового сообщества было единое понимание такого списка, такого реестра международных террористических организаций, – сказала в ходе встречи с Тамимом Бин Хамадом Аль Тани председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Кроме международной повестки дня, конечно же, мы заинтересованы в углублении и расширении российско-катарских отношений и в экономической сфере, и в политической, и в гуманитарной сфере».
Сирийский народ должен сам определить будущее своей страны, заявил на переговорах с эмиром председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. По его словам, российско-катарское дипломатическое сотрудничество призвано содействовать нормализации опасной ситуации, которая сегодня сложилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Мы рассчитываем, что политические консультации между нашими странами будут содействовать этому процессу», – подчеркнул парламентарий.
Самым важным аспектом сотрудничества, между нашими странами, которому, по словам С. Нарышкина, Россия придает огромное значение, является создание широкой антитеррористической коалиции: «Убежден, что коалиция в своих действиях должна опираться на нормы международного права и нормы устава ООН, и действовать в координации с властями государств региона, на которые приходится основная нагрузка по борьбе с терроризмом».
Как напомнили эксперты, Москва и Доха занимают противоположенные позиции по вопросу урегулирования конфликта в Сирии. Катар долгие годы оказывал поддержку различным исламистским движениям в САР для свержения президента Башара Асада. В частности, весной 2014 года министерство финансов США опубликовало доклад, в котором утверждалось, что частные пожертвования со стороны граждан Катара и Саудовской Аравии переправляются в группировку «Исламское государство». По мнению американских экспертов, в Сирии Катар «не отступает от своей прежней линии, однако может выступать в роли посредника».
Эксперты уверяют, что Доха не согласна с позицией Москвы практически по всем вопросам регионального и мирового характера. Так, Катар, будучи суннитской страной, утверждает, что Москва поддерживает шиитов, а не суннитов. Глава российского МИД Сергей Лавров неоднократно отмечал, что Россия и Катар придерживаются кардинально противоположных точек зрения по проблеме сирийского урегулирования и будущего президента Сирии Башара Асада.
За визитом эмира в Москву внимательно следят и в Турции, региональном союзнике Катара. Усилия Дохи и Анкары по свержению режима Башара Асада не увенчались успехом, резюмирует американский журнал «Нэшнл интерест». «На практике стратегия Турции и Катара по изменению режима в Сирии провалилась, а поддержка этими странами противников Асада из числа исламистов усложнила их отношения со стратегическими союзниками и соседями», – пишет издание.
«Катар всеми силами пытается прорваться на европейский газовый рынок, – считает профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, арабист Владимир Исаев. – Сирийский конфликт – это своего рода еще одна попытка провести газовые трубы Дохи в Европу. Тем не менее, Москва и Доха являются партнерами по организации «газовой ОПЕК». Правда, пока ничего положительного из этого не получилось. С другой стороны, Катар поддерживает организации, которые мы считаем террористическими. Например, «Джабхат ан-Нусра» была создана в Турции, но на деньги Катара. Этого никогда ни турки, ни катарцы не отрицали». Приезд эмира Катара означает, что действия России в Сирии приносят свои положительные плоды, уверен ученый.
Немаловажным является и тот факт, что эмирату Катар принадлежит телевидение «Аль-Джазира», которое является мощнейшим инструментом информационной политики на Ближнем Востоке. «Я очень внимательно слежу за катарским государственным телеканалом «Аль-Джазира», – говорит президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Большую часть своего времени этот медиаресурс уделяет надуманной и раздутой проблеме якобы бомбежек ВВС России мирных объектов в Сирии. Этому посвящается почти все эфирное время канала. Одним словом, Катар ведет жесткую антироссийскую пропаганду. Отношения между нашими странами непростые. Однако из этого не следует, что Россия должна игнорировать Катар. Эмират – это серьезный игрок в регионе Ближнего Востока, с которым следует, по крайней мере, вести диалог. Я думаю, что Россия, как великая держава, должна относиться к Катару с некоторой долей снисходительности».
«Дипломатия очень важна и необходима, со всеми нужно договариваться и вести постоянный диалог, – размышляет о значении визита эмира в Москву главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. – С Катаром у нас сложные отношения, но у нас нет войны или открытого конфликта. У России с Катаром главное противоречие сегодня – это сирийский конфликт. Они выступают за смену действующей власти, мы эту власть поддерживаем. Катар играет свою собственную игру в Сирии. Очень часто цели и задачи Катара не совпадают, скажем, с саудовскими. В этом смысле у России есть возможности для геополитической игры. Москва могла бы сыграть на противоречиях между Саудовской Аравией и Катаром». Вдобавок, добавляет эксперт, сегодня, в свете сирийского конфликта, отношения Катара со своим главным союзником, США, несколько ухудшились, и Москва могла бы использовать эти противоречия в свою пользу.
Он отмечает, что у России и Катара, помимо всего прочего, есть и общие проблемы: «Резкое падение цен на нефть снизило стоимость природного газа, что является главным источником дохода Катара и важным ресурсом для пополнения российского бюджета».
Источник: stoletie.ru