В воскресенье в США прошли дебаты среди кандидатов в президенты от демократов. В них принимали участие Хиллари Клинтон, Берни Сандерс и Мартин О’Мэлли. Во время дебатов Клинтон, среди прочего, сказала, что не исключает вероятности новой перезагрузки отношений с Россией. Некоторые комментаторы отметили этот момент.
«Хиллари Клинтон заявила в воскресенье, что она, если станет президентом, вероятно, удвоит усилия по реализации своей провалившейся стратегии по перезагрузке отношений с Россией», – пишет Washington Free Beakon. Инициатива, ставшая известной под названием «перезагрузка», была предпринята в 2009 г., когда Клинтон была госсекретарем США. Ведущий дебатов напомнил, что после этого последовало присоединение Крыма, конфликт с Украиной и поддержка Россией сирийского президента Башара Асада.
Тем не менее, на вопрос о том, попытается ли Клинтон снова устроить перезагрузку, будучи президентом, она ответила, что такой сценарий не исключен. Также она отметила моменты сотрудничества между Россией и США, даже несмотря на охлаждение в отношениях. Также она сказала, что наладить отношения с Россией в принципе реалистично. Здесь автор публикации ссылается на твит эксперта по России из издания Daily Beast (которое в принципе настроено к России довольно недружелюбно) о том, что оптимизм Клинтон безоснователен: «Россия нарушила ядерные договоренности рейгановской эпохи; теперь она вооружает “Талибан” в Афганистане».
Издание Politico, наоборот, отмечает, что, говоря об отношениях с Россией, Клинтон взяла сдержанный тон, который резко контрастирует с риторикой республиканского кандидата Дональда Трампа, превозносившего российского президента Владимира Путина и называвшего его «великим лидером».
Отметим, что предвыборная кампания Клинтон в этом году началась, среди прочего, с разговоров о попытке перезагрузки отношений с Россией. Эта тема фигурировала ее первого выступления в июне 2015 г., когда она заявила о своем официальном участии в гонке. Говоря о своем послужном списке в качестве госсекретаря, она отметила два достижения: убийство Усамы бен-Ладена и регулирование отношений с Россией. Если первый пункт вполне недвусмыслен, то тема отношений с Россией дает большой простор для полемики, писало тогда издание Business Insider.
Клинтон, напомнил тогда автор, была ключевой фигурой в перезагрузке, цель которой состояла в том, чтобы смягчить напряженность после военного конфликта России и Грузии в 2008 г. Потом, когда стало понятно, что Путин собирается снова стать президентом, Клинтон не выражала по этому поводу публичного негодования, а продолжала отстаивать перезагрузку. В 2014 г. она заявила, что перезагрузка работала, по крайней мере в рамках достижения сотрудничества с президентом Медведевым. Потом, примерно за месяц до официального включения в гонку, Клинтон заявила в интервью CBS, что вся эта затея с перезагрузкой была необоснованным идеализмом.
Таким образом, к настоящему моменту официальная позиция Клинтон по поводу отношений с Россией изменилась уже неоднократно. Отчасти это связано с поисками имиджа, так как в принципе ее участие в проекте перезагрузки – это и повод для критики ее внешнеполитической деятельности, и пример прагматического подхода к внешней политике.
Впрочем, высказывания Клинтон по поводу России – это далеко не главная тема, которая сейчас обсуждается в американских СМИ в связи с дебатами. Гораздо больше комментаторов занимает тот момент, что это были первые дебаты демократов, на которых участники поругались. До того это было прерогативой республиканцев. Демократы как раз считались примером делового подхода к политике, потому что они способны обсуждать политические проблемы без переходов на личности. Но в этот раз дискуссия на повышенных тонах все же состоялась.
Клинтон, рассказывает NY Times, постоянно подчеркивала свое единомыслие с прежним политическим соперником Бараком Обамой и нападала на Сандерса, который не разделяет позицию Обамы по многим важным пунктам (в частности, ему не нравилась политика Обамы в отношении Уолл-стрит). Сандерс, в свою очередь, называл нападки Клинтон нечестными.
Также комментаторов традиционно занимает вопрос о том, кто «победил» в дебатах. Особенно этот вопрос интересует их в контексте того, что дебаты проходили в преддверии ответственных кокусов в штате Айова, то есть на рубеже перехода к определению номинатов от каждой из партий. Washington Post пишет, что победа осталась за Сандерсом. Этот вывод сделан на основании мониторинга, с одной стороны, высказываний политологов, с другой стороны, динамики в соцсетях.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru