Секвестра бюджета может не быть

Секвестра бюджета может не быть

У правительственного курса на срочный секвестр бюджета-2016 появился серьезный противник в лице главы Счетной палаты (СП) Татьяны Голиковой.

Она призвала вчера не торопиться с урезанием расходов, а вместо этого внимательнее оценить итоги 2015 года и задуматься об эффективности намеченных трат. Опыт прошлого года показателен: по оценкам Счетной палаты, объем нарушений при исполнении бюджета-2015 составил около 440 млрд руб., что сопоставимо с предлагаемым Минфином сокращением расходов в этом году более чем на 500 млрд руб.

Лейтмотивом проходящего в Москве Гайдаровского форума стал лозунг Минфина: сокращайте бюджетные траты, иначе не избежать 1998 года. На этом фоне сенсацией оказался вчерашний призыв главы Счетной палаты Татьяны Голиковой не торопиться с секвестром.

Через 10 дней после начала 2016 года еще нет необходимости в срочных корректировках бюджета-2016, даже «несмотря на драматичное падение мировых цен на энергоносители», заявила Голикова на Гайдаровском форуме. Прежде чем в авральном режиме переписывать бюджет-2016, нужно сначала оценить итоги исполнения бюджета-2015.

«Никто на сегодняшний день не имеет четкого представления, включая уполномоченные органы правительства (в первую очередь финансово-экономического блока), как мы сработали по итогам 2015 года – полноценного года, когда мы работали в условиях существенных финансовых и экономических ограничений», – объявила глава СП. Именно таким анализом итогов, по ее мнению, и нужно заняться правительству в первом квартале 2016-го.

По предварительным данным аудиторов, ситуация с бюджетом-2015 оказалась заметно лучше, чем ожидалось. Как сообщила Голикова, «дефицит сложился в сумме почти 2 трлн руб.», это не 3% ВВП, как планировалось, а 2,6%. «В целом это достаточно приличные показатели, с учетом того, что мы дважды корректировали бюджет, – пояснила глава СП. – Я напомню, что сначала мы корректировали бюджет, резко снижая расходы, и долго спорили, в том числе в этой аудитории, в прошлом году: нужно проводить секвестр 10% или не нужно. Провели секвестр в 10% в начале 2015 года, потом вернулись к увеличению расходов в 2015 году, потому что увидели большее поступление доходов, увидели другие финансовые оценки, в том числе по итогам 2014 года».

Как выяснили аудиторы, у федерального бюджета есть запас прочности – внутренние резервы, которые можно и нужно задействовать. В Счетной палате перечислили: «235 млрд руб. – неиспользованные средства по итогам исполнения бюджета в 2015 году, 65 млрд руб. – средства, заложенные в бюджете на цели, аналогичные целям антикризисных мероприятий 2015 года, 342 млрд руб. – средства, сформированные за счет накопительной части пенсии».

Можно найти и другие источники. Для этого нужно сократить дебиторскую задолженность, которая на 1 октября 2015 года превысила 4 трлн руб., а также снизить объем нарушений при исполнении федерального бюджета – по предварительным данным, в 2015 году объем нарушений составил 440 млрд руб.

По словам Голиковой, наибольшее количество нарушений фиксируется при исполнении инвестиционных программ, использовании имущества, госзакупках. «Нужно обратить самое пристальное внимание на то, что делается внутри бюджета… Тогда, наверное, у нас желание глобально сокращать и осуществлять секвестр будет несколько иным», – считает она.

Как ранее сообщало Reuters со ссылкой на правительственные документы, кабинет министров должен был до 15 января сформулировать предложения по сокращению расходов. Интерфакс уточнял, что, по словам источника в правительстве, сокращение коснется прежде всего инвестпрограмм и административного аппарата. Министр финансов Антон Силуанов сказал в среду, что Минфин планирует подготовить и представить предложения по корректировке до конца первого квартала.

Один из примеров неэффективности бюджетного управления можно найти непосредственно в официальной статистике: речь идет о сокращении расходов на госаппарат. В начале прошлого года на высшем уровне говорилось о необходимости сократить в 2015-м оплату труда федеральных чиновников.

Президент Владимир Путин подписал указы, по которым с марта сокращались на 10% зарплаты высших госчиновников, включая президента, председателя правительства, министров. Также с мая сокращались зарплаты госслужащих в администрации президента, аппарате правительства, Счетной палате.

Однако, несмотря на формальные решения, экономии не получилось. Наоборот, бюджет как будто даже нарастил расходы на госаппарат. По последним данным, которые приводит Росстат, в январе-сентябре 2015 года среднемесячная зарплата федеральных госслужащих выросла в целом на 3,8% по отношению к тому же периоду 2014 года. В реальном выражении (с учетом инфляции) зарплаты чиновников сократились, но это не равноценно урезанию зарплат в номинальном выражении на 10%. Численность всех федеральных госслужащих за указанный период даже увеличилась – на 0,5%, до 39,5 тыс. человек.

И не совсем понятно, каков был смысл точечного сокращения номинальных зарплат, которое действительно наблюдалось в администрации президента (за указанный период на 4,6%), в аппарате правительства – на 1,7%. Ведь одновременно с этим некоторые федеральные ведомства повышали зарплаты, с лихвой перекрывая инфляцию: в Министерстве по делам Северного Кавказа зарплаты в январе-сентябре 2015-го выросли в среднем на 83,5% по сравнению с тем же периодом 2014-го, в Министерстве иностранных дел – на 44%, в Счетной палате – почти на 40%, в Госдуме – почти на 30%. К слову, ранее депутаты похвалились, что им удалось помочь бюджету: их экономия, например, на командировках по стране и за рубеж составила 64 млн руб.

Не исключено, что точно так же власти будут «экономить» на себе и в 2016 году. Ранее президент уже призвал сохранить сокращение зарплат служащих в Кремле, правительстве и Счетной палате на 10%, плюс к этому правительство решило сократить в 2016-м на 10% численность госслужащих.

Создается впечатление, что цель объявленного сокращения госаппарата – вовсе не экономия бюджетных средств, а лишь сотрясание воздуха, привлечение внимания СМИ и общественности к красивому жесту самопожертвования в условиях кризиса. Ведь даже если предположить, что все федеральные чиновники вдруг вообще перестанут получать зарплату, экономия все равно не превысит 10 млрд руб. в месяц.

Как сообщает пресс-служба правительства, премьер Дмитрий Медведев в закрытом режиме обсуждал вчера с министрами бюджетный процесс. Чиновники стараются сегодня не употреблять слово «секвестр», объясняя это тем, что раньше под секвестром понималось пропорциональное сокращение всех статей бюджета, а сегодня речь идет об их выборочном сокращении – об оптимизации или корректировке. И некоторые ведомства уже поспешили перечислить статьи, которые не попадут под сокращение.

Минкультуры не планирует сокращать расходы на зарплаты работников и на капремонт федеральных учреждений культуры, на поддержку сельских учреждений культуры, на мероприятия в рамках Года кино, сообщил вчера министр Владимир Мединский. А глава Минздрава Вероника Скворцова уверила, что урезание не коснется системы обязательного медицинского страхования. Также, по ее словам, не может быть подвергнуто сокращению лекарственное обеспечение граждан.

Источник: vpk.name

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий