Рынок должен был спасти планету.
По крайней мере, к такому аргументу прибегали экономисты, занимающиеся проблемой изменения климата. По мере того, как углеводородного сырья становится все меньше, убеждали они, цены на нефть и природный газ будут расти.
Затем технология добычи солнечной и ветряной энергии начнет дешеветь, вследствие того, что в эти области устремится поток инвестиций. Таким образом «невидимая рука» рынка постепенно разрешит проблему глобального потепления. Что за нелепый довод! Во-первых, нет гарантии того, что рынок отреагирует своевременно (до того, как мы все утонем). Во-вторых, цены на нефть и газ отличаются такой же волатильностью и непредсказуемостью как пресс-конференции Дональда Трампа. Например, в 2008 году стоимость нефти достигла максимума в 145 долларов за баррель, однако долго на этом уровне не продержалась. А в 2015 году, несмотря на различные потрясения на Ближнем Востоке и в других нефтедобывающих странах, таких как Нигерия, цены на углеводородное сырье упали на 30-40 процентов, достигнув одиннадцатилетнего минимума. Это падение значительно превосходит снижение товарной цены металлов, зерна или соевых бобов. Автозаправочные станции в США не в полной мере отразили это снижение, однако стоимость бензина упала в среднем до 2,40 долларов за галлон, сэкономив водителям в прошлом году более 500 миллионов долларов. Существует несколько причин падения цен на нефть, но, по большому счету, все сводится к предложению (увеличившемуся) и спросу (сократившемуся). За прошедшие 5 лет США увеличили добычу черного золота на 66 процентов, превратившись в 2015 году в крупнейшего производителя нефти и природного газа в мире. Другие добывающие страны, такие как Саудовская Аравия, также не спешили сокращать производство, с целью противодействия освобождающемуся от санкций Ирану и перехвата его потенциальных клиентов. В то же время возрастающая эффективность расхода топлива и замедление экономического роста (особенно в Китае) значительно сократили спрос. Обвал нефтяных котировок стал хорошей новостью для многих и плохой новостью для всех.
Хорошие новости
Потребители обожают низкие цены на энергоресурсы. Становится дешевле не только заправить автомобиль и обогреть дом, но и магазинные счета уменьшаются, благодаря сокращению стоимость производства и логистики. Авиакомпании снижают тарифы (в теории). Все это дает большой толчок мировой экономике. Как отмечает издание The Economist: «снижение цен обычно стимулирует рост ВВП, через перераспределение ресурсов от производителей к покупателям, которые более склонны к увеличению расходов, чем богатые эмиры». Также хорошей новостью является и то, что заниженные цены на нефть не подорвали рынок устойчивой энергетики. В прошлом, дешевое ископаемое топливо приводило к тому, что правительства и промышленность откладывали непростое решение о переходе на возобновляемые источники энергии. Однако некоторые обстоятельства изменили ситуацию. В последнее время международное сообщество предприняло усилия по инвестированию в ветряные турбины и солнечные панели. Благодаря технологическому развитию и государственному стимулированию, стоимость возобновляемой энергии снизилась. Например, цены на солнечные панели в США упали с 2009 года на 79 процентов, а промышленные аналитики ожидают их дальнейшее удешевление в ближайшие годы. С целью поддержания сформировавшейся тенденции, Б. Обама продлил налоговые льготы для предприятий, использующих «чистую» энергию до 2019 года. Инвестиционные банки, ранее не склонные к инвестированию в эту область, в этот раз сделали большую ставку на перспективный сектор развития. Так, в ноябре представители Goldman Sachs объявили об увеличении инвестиций в возобновляемую энергетику в четыре раза. Еще одним плюсом дешевого сырья стала отмена дорогостоящих топливных проектов. В ноябре Б. Обама свернул строительство трубопровода «Keystone». Объект многочисленных протестов стал намного менее интересным, когда стоимость барреля упала ниже 60 долларов. Более того, дешевая нефть сильно воодушевила госдеп. Союзники США в Европе и Азии теперь могут сократить свои энергетические бюджеты и высвободить средства для покупки американских товаров и военной техники. Основные нефтяные противники США уже почувствовали удар. Иран, находящийся под санкциями, стал более податливым в вопросе атомной программы. Россия, также находящаяся под санкциями, не так сильно упорствовала в Украине. Понижение цен на нефть оказало давление на Венесуэлу и сократило доходы ИГИЛ. Вследствие резкого увеличения внутренней добычи, США сократили свою зависимость от иностранной нефти, что стало не только хорошей информационной наживкой для избирателей, но и мощным оружием американской внешней политики. Это хорошая новость в борьбе с ИГИЛ, но плохая новость для сокращения оборота оружия.
Плохие новости
В декабре много шума наделали новости о прохождении «пика» выброса углекислого газа. Исследователи из университета Восточной Англии обнародовали данные о том, что выбросы парниковых газов сократились в 2015 году на 0,6 процента. Цифра выглядит не очень значительно, однако, этот показатель снизился впервые за многие десятилетия. Объем выброса углекислого газа постепенно снижался в ЕС, немного сократился в 2015 году в США, но главной причиной глобального понижения стал Китай. Это связано с замедлением экономического роста. Эта страна в прошлом году стала потреблять намного меньше угля. Казалось бы, это хорошо, если бы не было так плохо. Во-первых, кроме Китая, США и ЕС во всех остальных странах объем выброса углекислого газа продолжает расти. Во-вторых, существует большая вероятность того, что отмеченное снижение является всего-навсего аномалией, как и предсказания «пиковых» показателей стоимости нефти. В-третьих, для любой кампании по сокращению вредных выбросов дешевое ископаемое топливо является злейшим врагом. Уж слишком заманчива цена – автовладельцы хотят отправиться в отпуск, компании желают увеличить прибыль, а государства – подстегнуть экономический рост.
Джон Феффер
Источник: vigiljournal.com