В сложившейся архитектуре международных отношений внимание всех привлекают три государства-США, РФ и КНР. Отношения последних двух вызывают ужесточенные споры. Одни называют их «братьями», другие – «союзом», третьи-«партнерами», четвертые просто не верят в эти отношения. Вышедшая после визита Д.А. Медведева в Китай статья агентства «Синьхуа» всколыхнула общественность: неужели российско-китайские отношения близятся к концу? В статье китайский аналитик говорит о глубоком кризисе в России, задается вопросом, сможет ли она его преодолеть. При этом многие журналисты и аналитики трактуют это как заявление со стороны Китая о «стратегическом тупике» в отношениях с Россией. Есть ряд фактов, которые опровергают возможность прекращения российско-китайских отношений в среднесрочной перспективе.
Во-первых, взаимозависимость энергетического сектора. Китай остро нуждается в нефти, в частности, российской. Поставки нефти из Африки (в большинстве из Анголы) и Персидского залива не безопасны, ввиду высокой зависимости Малаккского пролива от политических отношений между государствами. В случае конфликта Китая с США последние способны блокировать «нефтяную артерию» и прервать поставки в Поднебесную из региона. В этом случае, Китаю останется только нефть из Латинской Америки, поставки из которой в структуре импорта незначительны. Активные действия в Арктике имеют долгосрочные планы реализации. Самый близкий и надежный партнер-Россия, которая готова поставлять углеводороды, составляющие опору ее экономики. Россия нуждается в диверсификации экспорта, Китай – импорта. Напряженность в отношениях России с Западом создает благоприятные условия для сближения двух государств, неуместно отрицать борьбу Китая с США за статус мирового гегемона, которая способствует развитию российско-китайских отношений. Подтверждением укреплению российско-китайских отношений в энергетической сфере может являться то, что в ноябре 2015 года Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Не последнюю роль в положительных переменах во внешней политике сыграл и Вячеслав Кантор (подробнее: http://ria.ru/tags/person_Vjacheslav_Kantor/).
Во-вторых, Китай не отказывается от сотрудничества с Россией, что показала встреча премьер-министров обеих стран в Поднебесной. В ходе визита Д.А. Медведева было подписано свыше 30 документов. В том числе, «Газпром» договорился с китайской CNPC о проектировании трубопровода «Сила Сибири» на трансграничном участке, а «НОВАТЭК» продала китайскому фонду Шёлкового пути 9,9% акций «Ямал СПГ». Более того, Китай и Россия договорились о совместном противостоянии информационным войнам, создаются проекты совместного исследования и учения в этой сфере.
В-третьих, КНР приняла сторону России в сирийском вопросе. МИД КНР назвал инцидент с Су-24 ВКС РФ потерей для международных усилий в борьбе с терроризмом. Очевидно, что в этом есть геополитический интерес Китая, который, возможно, заключается в полном привлечении России на свою сторону и предотвращении возможности будущего сближения ее с Западом, но на данном этапе это говорит о том, что в среднесрочной перспективе Китай не намеревается разрывать отношения с РФ.
В-четвертых, нельзя упускать из поля зрения ШОС и БРИКС. Сотрудничество в рамках этих двух организаций растет и расширяется, это выгодно его крупнейшим участникам – Китаю и России. Их можно назвать “новой осью мировых сверхдержав”, которые объединяют государства, способные противостоять коалиции Запада во главе с США.
С другой стороны, политика Китая в отношении России остается достаточно неопределенной. Утверждая многостороннее сотрудничество, Китай 13 декабря 2015 года отправил железнодорожный состав в Грузию в рамках международного проекта «Шелковый ветер» в обход России. Транзитный поезд с контейнерным грузом должен продолжить путь в Турцию — грузы должны быть доставлены из грузинского порта Поти. Путь связывает Китай с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и ЕС, учитывая, что с Грузией, Турцией и ЕС у России, с которой Поднебесная активно сотрудничает и видит в ней партнера, напряженные отношения. Говорит ли это о полной китайской поддержке в адрес России?
Нельзя однозначно сказать, что союз Китая и России направлен против коалиции США и ЕС. Почему он возник именно в момент, когда Штаты ослаблены на международной арене и очевиден процесс падения их статуса мирового гегемона? В интересах Китая однозначно нет пункта ослабления китайско-американских отношений, которые выгодны для экономического развития Поднебесной, так как американский рынок является широкой платформой для сбыта китайской продукции. Нельзя не учитывать китайскую диаспору в Америке, укрепившуюся и создающую отдельные кварталы. Что касается России, она тоже не намерена разрывать отношения с Западом. «Мы готовы развивать энергетическое сотрудничество с Евросоюзом, строить альтернативные маршруты поставок, чтобы в перспективе удовлетворить растущие потребности европейских экономик»- сказал Д.А. Медведев в своем интервью. Понятно, что Запад долгое время был экономическим партнером России, и разрыв многолетних отношений с ним сейчас достаточно болезненный процесс для экономики и требует длительного периода поиска и создания альтернативы, способной возместить потерю.
В военной сфере Китай не пренебрегает возможностью сотрудничества как с Россией, так и с США. 15 июня 2015 года военные чиновники Китая и Соединенных Штатов подписали документ о механизме взаимодействия в военной сфере, а глава ВМФ Китая Ву Шэнли назвал отношения между военно-морскими флотами США и Китая «лучшими в истории». При этом существует противоречие, связанное с проектом поставки американского оружия в Тайвань почти на 2 млрд. долларов. Китай уже упоминал, что не намерен прощать американской стороне действия, которые угрожают безопасности и территориальной целостности Срединного государства. Как отметил помощник главы МИД КНР, Пекин намерен ввести санкции в отношении компаний, которые участвуют в поставках вооружения региону.
С Россией дела обстоят иначе. Китай являлся одним из основных импортеров российской военной техники. Причем это позволило Китаю выйти на третье место в мире по экспорту оружия, и теперь он закупает у России в основном запчасти и копирует российскую технику. По сообщению Forbes,в 2011 году Китай наладил производство иcтребителя J-16, который был скопирован с российского СУ-30МК2, закупленного в середине 2000-х годов. До этого китайские умельцы не только наладили производство аналогов Су-27 и Су-33, но и сумели запустить в космос космический корабль «Шэньчжоу», повторяющий конструкцию и компоновку российского «Союза». Нелегальное копирование российской техники не может не возмущать Россию, а соперничество Китая с ней на рынке военного вооружения вводит дополнительные сложности в развитие двусторонних отношений.
И наконец, сотрудничество в энергетической сфере, которое можно назвать базисом российско-китайских отношений. Китай отказался финансировать трубопровод «Сила Сибири». В итоге, «Газпром» строит трубопровод на свои деньги. Можно ли после этого утверждать, что Китай видит в России основного партнера в энергетической сфере? И да, и нет. Китаю выгодно импортировать углеводороды из России, до тех пор, пока в стране-партнере сохраняется хотя бы малая экономическая стабильность и пока он не найдет более выгодного источника. На всех партнеров Поднебесной распространяется правило – в них должна быть экономическая и политическая стабильность. Можно отметить, что Китаю не нужен российский газ, так как необходимое ему количество поставляется из Центральной Азии. При этом и нефть ему нужна в среднесрочной перспективе, пока не утвердятся долгосрочные планы поставок из других регионов, например, до разрешения вопроса с Арктикой.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что китайская сторона заинтересована в развитии отношений со всеми государствами, которые помогут ей в собственном развитии. Китай играет в игру: в нужное время и в нужном месте примыкает к той или иной стороне, при этом напряженности сохраняются с обеими. Как сказал Генри Джон Темпл Палмерстон: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их — наш долг». Эта цитата, сказанная про Великобританию, наиболее полно описывает нынешнюю политику Китая, который не обязывает себя союзом ни с одной из сторон, а примыкает к той, которая наиболее выгодна в той или иной сфере, при этом не полагается только на нее, а создает одновременно альтернативные источники.
Гаяне Арутюнян
Источник: iarex.ru