Журналисты Lifenews сделали неплохой подкоп под Михаила Касьянова, проследив, как он отдыхает в новогодние праздники на фешенебельном швейцарском курорте Санкт-Мориц. Горный воздух, дорогой алкоголь, друзья из списка Forbes и стенания в твиттере о падении цен на нефть – так и провел экс-премьер и либеральный фрондер свои каникулы. Но разве кто-то удивлен таким времяпровождением МихМиха, претендующего на роль проводника между российскими и западными элитами?
У господина Касьянова много кличек, мне больше нравится не знаменитая “Миша 2%”, а именно МихМих. Так его называют свои. Такая плюшевая, безобидная кличка, вполне соответствующая его реальной роли в российской политике. Когда-то он был важным премьер-министром и много молчал, поэтому походил на политического тяжеловеса, государственного мужа. Но вскоре ушел в свободное от государства плавание, где его ждали неудачи – низкая узнаваемость, непопулярная повестка дня, поражения в избирательных кампаниях, организационные провалы, все более яркое клеймо подпевалы врага.
Конечно же, всерьез на победу на выборах в общероссийском масштабе давно обанкротившийся Касьянов уже не рассчитывает, но все же что-то удерживает МихМиха в политической игре. Тот мотив, что Касьянов всерьез за народ радеет или горит идеей справедливости, всерьез рассматривать не стоит – собственно говоря, к народу-то он выходит крайне редко, общественности избегает. У МихМиха повадки завсегдатая швейцарских курортов за версту чувствуются. Так на что же он рассчитывает, не считая удовлетворения тщеславия?
Первая цель Касьянова – прагматичная. Она заключается в окучивании Запада, в том числе в фанрайзинге – сборе пожертвований на “борьбу с режимом”. Если его коллега Гарри Каспаров занят, главным образом, обработкой госдепа США, то МихМих окучивает Европарламент, где он частый гость. Один из принципов фандрайзинга – отсутствие должной отчетности о потраченных средствах, когда разговор об окупаемости инвестиций всерьез не ведется, чем безответственные демагоги, пробравшиеся в либеральные вожди и пользуются. В качестве геополитической попрошайки больше преуспел Каспаров, в то время как Касьянов больше работает на политический капитал, формирует свою репутацию на Западе.
В 2008 году РНДС (организация Касьянова) вошел в состав Европейской партии либеральных демократов и реформаторов, представленной в Европарламенте. Вроде как факт малозначимый – кому он нужен, этот РНДС, его в России и 2% населения не знают, однако в преставлении европейских парламентариев это – весомая политическая сила, противостоящая Путину. МихМих предстает перед ними как настоящий гений мысли, отец русской демократии, которому грех не подкинуть копеечку (но не больше – на Западе особо не полохотронишь). Ну, или взять на заметку как своего парня.
Есть и вторая цель у МихМиха – идеалистичная, она вытекает из первой. Есть смутная надежда на то, что в случае, если с Россией случится что-то совсем нехорошее, нынешним элитам потребуются какие-то варианты, чтобы пережить турбулентность. Представьте – в стране хаос, госаппарат парализован, Запад давит по всем фронтам, причем и капиталы все у наших нуворишей там – на Западе. Уже затягивается над потерявшим все руководством петля гаагского трибунала. И тут потребуется какой-то герой, который возьмет на себя роль посредника (при занятии высокой должности, само собой), он проведет классово близких собратьев по краю пропасти – покажет Западу, что здесь не колорады и крымнашисты у руля, а свои, рукопожатные горбачевцы. На эту роль проводника, похоже, в своих смелых фантазиях и метит МихМих. Такой вариант прокручивают в голове и некоторые власть предержащие, поэтому и не рвут свои контакты с экс-премьером.
Касьянов – очень удобный оппонент для режима. Во-первых, он свой, из бывших, психологически он близок и понятен. Во-вторых, он политически бездарен – за годы фрондирования режиму он не проявил ни организаторские, ни ораторские, ни интеллектуальные таланты. В-третьих, он – конформист, в тюрьме не сидел, сугубо системный, предельно осторожный игрок (пока МБХ грозит Кремлю революцией, МихМих усердно повторяет “только выборы, только выборы…”). Ну как с таким не вести дела, как не придержать на всякий случай?
Ну и последний штрих – после того, как Касьянов перестал быть премьер-министром, ему оставили охрану из ФСО. Под надзором ФСОшников он и ходил на всяческие “Марши несогласных”. Представьте такую картину – идет акция протеста, ОМОНовцы кого-то крутят, а ФСОшники в это время охраняют своего ВИПа. Получается, что силовики на службе и по ту, и по другую “линии фронта”. Спектакль, да и только. А теперь представим кулуарные переговоры МихМиха, например, с послом США. О судьбе России идет разговор, а за спиной гиганта мысли стоят охранники в штатском, докладывая куда надо. Этими фактами можно закрепить портрет Касьянова, как бутафорского игрушечного “оппозиционера” с воистину премьерскими финансовыми аппетитами.
Андрей Песоцкий
Источник: pesotskiy.livejournal.com