С наступлением Нового года складывается ощущение, что Саудовская Аравия пошла ва-банк. Страна продолжает вести ценовую войну, ведет переговоры с Турцией, казнит шиитского проповедника и разрывает дипломатические отношения с Ираном.
Обозреватель портала Слово и дело анализирует возможный исход такой политики Саудовской Аравии.
…Другим важным фактором стало окончание перемирия с повстанцами-хуситами в Йемене и начало боевых действий арабской коалиции.
Конфликт продолжается уже больше 10 лет и начался с того, что шииты Йемена — хуситы, выступили за восстановление имамата в Северном Йемене. В 2009 году фаза сопротивления перешла в активную стадию с участием правительственной армии Йемена и Саудовской Аравии, которая защищала близкий ей режим.
Перемирие 2010 года завершилось через год началом борьбы шиитов с «Аль-Каидой». А «Арабская весна» 2011 года привела к свержению действующего президента Али Абдаллы Салеха.
На данный момент конфликт находится в «горячей» фазе после прекращения двухнедельного перемирия в начале 2016 года. На днях хуситы вынудили действующее правительство покинуть столицу Йемена Сану и полностью заняли город.
За эти годы сопротивление приобрело многомерный характер и вылилось в достаточно крупный военный конфликт с участием множества компонентов: севера и юга страны, шафиитов-суннитов и зейдитов-шиитов вместе с шиитской группировкой «Ансар Алла», которую поддерживает Иран.
К ней примкнула часть йеменской армии, сторонников бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Помимо этих игроков в регионе ведет активную деятельность «Аль-Каида», а Саудовская Аравия ввела войска и бомбит провинции Йемена.
В результате этого конфликт приобрел многомерный характер с большим количеством участников, цели которых зачастую противоположны, что не способствует быстрому или мирному решению проблемы.
Таким образом, на территории Йемена сошлись интересы двух самых нефтеносных стран Ближнего Востока — суннитской монархии Саудовской Аравии и шиитской Исламской Республики Иран. Цена вопроса — контроль над важнейшей водной артерией стран Персидского залива Аденским заливом.
В условиях, когда сухопутный коридор через Сирию к Черному морю наткнулся на активное противодействие Сирии, Ирана и России, Аденский залив приобретает стратегическое значение для политического режима и экономики Саудовской Аравии.
Однако, гибридная война в Йемене идет не первый год и саудовская армия не в силах покорить йеменский народ по причине слабости и непрофессионализма своей армии. В тоже время стоящий за спиной Йемена Иран является одной из самых мощных военных держав Ближнего Востока, с которым саудиты не могут конкурировать.
Плюсом Саудовской Аравии до недавнего времени были нефтедоллары, которыми они могли заливать любые проблемы. Однако теперь, когда начатая ими же ценовая война ударила по их же экономике, заливать проблему деньгами не получится, в то время как с Ирана сняли экономические санкции в результате ядерной сделки, и скоро доступ к рынку сбыта ресурсов будет для них открыт.
Неделю назад правительство Саудовской Аравии объявило о результатах года, согласно которым, страна закончила год с феерическим дефицитом бюджета, оцененным в 15% ВВП и почти 100 миллиардов долларов. Для примера — Россия закончила год с дефицитом в 3,5% ВВП, а Украина — в 7,5%.
Чтобы выкарабкаться из щекотливой ситуации власти Саудовской Аравии подняли цены на бензин внутри страны на 40%, тогда как социально-политическая стабильность монархии продолжает держаться на огромных субсидиях для народа. В такой ситуации помимо социальных бунтов королевскую семью может ожидать восстание шиитов, проживающих в нефтеносных районах страны.
Другим шагом решения проблемы стало создание в середине декабря Исламской коалиции, которая позиционирует себя как организацию, направленную против террористических группировок Ближнего Востока.
Но на деле в эту коалицию вошли только исламские страны суннитского толка, тогда как такие шиитские державы как Иран или Ирак не попали в нее, что многозначительно указывает на истинные цели создания коалиции.
Еще одним дипломатическим маневром саудовского «Титаника» стали новогодние переговоры с президентом Турции, по результатам которых оформился негласный временный союз, целью которого является доминирование в ближневосточном регионе.
При этом стоит учесть, что армия Турция является самой крупной армией в НАТО после армии Соединенных Штатов Америки, которая активно действует на границах Сирии и в Ираке, уничтожая главным образом курдов этих стран.
Таким образом, несмотря на колоссальные валютные запасы страны, оцениваемые в размере около 800 миллиардов долларов, обострение ситуации по всем фронтам может обернуться для саудитов «мертвой петлей», из которой они могут и не выйти.
Источник: baltnews.lv