Никакие санкции не заставят КНДР отказаться от развития собственной ядерной программы, а позиция США лишь провоцирует Пхеньян на продолжение такой политики.
Нет никаких политических предпосылок к тому, что Северная Корея когда-либо откажется от своего ядерного потенциала. Попытки наказать Пхеньян очередной порцией санкций — это путь в никуда, по которому международное сообщество идет с 2006 года, и прошедшего десятилетия вполне достаточно для того, чтобы понять: выбрана не та дорога.
Чем больше будет нарастать изоляция КНДР, тем более активно и оправданно для себя страна станет заниматься развитием ядерного оружия. В этой парадигме отзыв приглашения на форум в Давосе — еще один укол, который убедит корейцев в их правоте, и упущенный шанс для налаживания диалога. Между тем мирные переговоры — единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Но пока никакой надежды на взаимный поиск компромисса на горизонте даже не маячит. Утешает в сложившейся ситуации лишь одно: опасаться большой войны на Корейском полуострове тоже не стоит. Такое мнение высказали эксперты на круглом столе: «Северокорейский водородный след: испытание терпения международного сообщества».
«А был ли мальчик»?
6 января 2016 года руководство Северной Кореи официально заявило об успешных испытаниях водородной бомбы. Однако российские эксперты в этом сомневаются. Слишком слабой была мощность взрыва для такого рода оружия, поясняют они, и слишком короток срок действия ядерной программы в КНДР. «Все ядерные державы прошли очень длительный путь от ядерного оружия на основе реакции деления до термоядерного оружия, и для этого произвели несколько десятков испытаний каждая», — отметил заместитель руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Владимир Новиков. Скорее, можно говорить о специальном устройстве boosted fission, которое усиливает действие обычного ядерного заряда, предположил он.
Но для северокорейских ученых десятилетка — достаточный срок, чтобы пришла пора отчитаться в достигнутых успехах перед партией и правительством. «Они просто вынуждены были Ким Чен Ыну доложить: „Вот, у нас получилось“, — иначе им просто было бы не сносить головы. То есть они вводят в заблуждение не только мировое сообщество, но и самих себя», — полагает исполнительный директор НКИ БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая.
Но даже если речь идет не о готовом оружии, это в любом случае заявка на то, что КНДР повышает свой статус в международных отношениях, и с ней надо разговаривать соответствующим образом. И это еще одна причина проведения недавних испытаний.
«Мировому сообществу пора бы перестать рассматривать Северную Корею в виде такого карлика с ядерным амбициозным потенциалом, а воспринимать ее как де-факто ядерную страну, если не равнозначную Пакистану и Индии, то крайней мере такую, с которой надо считаться и учитывать их интересы национальные. Я не говорю, что это хорошо, но я не вижу другого выхода», — рассуждает Владимир Новиков.
Маленькая, но гордая
Северная Корея никогда не делала секрета из своих ядерных амбиций. Это испытание стало четвертым в истории страны. И после каждого раза международное сообщество во главе с США отвечало санкциями. В результате сегодня их и расширять-то особо некуда. «Конечно, что-то придумают, но принципиально новое добавить сложно», — отмечает заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. И нет никаких сомнений, что очередную порцию санкций Пхеньян воспримет стоически. Но США и их союзники продолжают свято верить, что достаточно еще немножко нажима, и неугодный им северокорейский режим развалится.
По словам экспертов, Пхеньян неоднократно демонстрировал свою готовность к переговорам по ядерной проблеме, но США, Япония и Южная Корея отказывались идти навстречу. Как пояснил доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО (У) МИД РФ Валерий Сухинин, американцы хотят говорить только на своих условиях. Что это за условия? КНДР должна не только словами, но и делом доказать, что она серьезно готова разоружаться, то есть предпринять реальные шаги в данную сторону, и только после этого Вашингтон соизволит начать разговор. Очевидно, что ни одно уважающее себя правительство на подобные условия не пойдет.
Игнорируя Северную Корею, США сами подталкивают ее к активизации ядерной программы, считает Александр Воронцов. Пока ядерный потенциал страны в зачаточном состоянии, он не представляет реальной угрозы. «После первого ядерного испытания в Вашингтоне говорили, что одного раза недостаточно, это еще ни о чем не говорит, нужно несколько испытаний. Вот они и подсказали КНДР, что делать, чтобы заставить США говорить с ней на равных», — замечает эксперт.
Есть также теория, что самим Штатам выгодно сохранение очага напряженности вблизи границ Китая и России: это позволяет США держать там и наращивать свою военную группировку. Поэтому они и не заинтересованы в налаживании отношений с КНДР. С другой стороны, не будь северокорейского фактора, Вашингтон нашел бы массу других предлогов, например, действия Китая в Южно-Китайском море или спор между Китаем и Японией по поводу островов Сенкаку, считает руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Он напомнил, что после успешного завершения переговоров по атомной программе Ирана США не отказались от планов разместить в Европе элементы ПРО.
Большой войны не будет
Корейскому полуострову повезло оказаться в окружении сразу нескольких великих держав — США, Китая, России и Японии, две из них имеют с ним сухопутную границу. Любой конфликт в регионе, скорее всего, повлечет за собой их вмешательство. Но именно данное обстоятельство дает экспертам основание утверждать, что текущее обострение отношений между Северной и Южной Кореей ограничится обменом «любезностей» на границе, а большой войны на полуострове опасаться не стоит.
Южнокорейские войска контролируются США, и не решатся предпринять серьезных шагов без санкции Вашингтона. Пострелять на демаркационной линии из пушек, пулеметов они могут, но сделать что-то большее им вряд ли позволят, полагает Александр Жебин.
Северная Корея входит в сферу интересов Китая, являя собой своего рода буфер перед США, который, в свою очередь, пытается окружить Поднебесную неким подобием санитарного кордона. «Несмотря на то что китайское руководство недовольно действиями Кореи, Китай не готов уступить Корейский полуостров Соединенным Штатам, и США это понимают. Я не уверен, что американцы, у которых очень напряженные отношения с исламской цивилизацией, готовы поссориться еще и со второй цивилизацией, конфуцианской», — отметил эксперт.
Для России, в свою очередь, важен вопрос собственной безопасности. Война в Ираке показала, что американские снаряды были найдены на территории практически всех соседних стран. «И чтобы к нам они не залетели, придется сбивать их над территорией Северной Кореи или даже Южно-Китайского моря», — констатирует Александр Жебин.
«Ситуация на полуострове будет балансировать от уровня приемлемо-опасного до угрожающе-опасного. Но вряд ли следует ожидать, что в ближайшее время разразится полномасштабная война, в этом никто, по крайней мере, не заинтересован», — согласен Владимир Новиков.
Екатерина Трофимова
Источник: ridus.ru