Старейшая в Сербии и на Балканах ежедневная газета «Политика», выходящая в Белграде с 1904 года, опубликовала в середине января любопытные данные о тех средствах, которые выделяют США для удержания политически активной части сербского общества в орбите американского влияния.
За последние десять лет прозападные НПО в Сербии получили через различные организации и фонды более 35 миллионов долларов в виде грантов и прямой финансовой помощи. За те же десять лет на счета «фондов за демократию» в Черногории поступило 4,8 миллиона долларов. Среди основных жертвователей на демократию – Фонд братьев Рокфеллеров, Фонд «Открытое Общество» Джорджа Сороса, Фонд Чарльза Стюарта Мотта.
Однако, эти суммы блекнут на фоне выплат, которые поступают в Сербию напрямую через американское посольство в Белграде и Агентство США по международному развитию (USAID). Согласно данным, которые приводит «Политика», с 2001-го по 2014 год американские дипломаты и чиновники USAID закачали в Сербию на нужды «демократически ориентированных движений» 721,6 миллиона долларов.
Агентство США по международному развитию, как известно, является центральным органом государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. Администратор Агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и действуют в координации с госсекретарём США. То есть, если называть вещи своими именами, упомянутые сербские НПО находятся на содержании американского правительства. Заметим, что в 2014 году USAID оказалось в центре крупного скандала, связанного с попыткой создать антиправительственное молодежное движение на Кубе, для чего были использованы «подрядчики» из Сербии, опыт которых, видимо, высоко котируется в соответствующих американских службах.
Джордж Сорос, чьи фонды также щедро подкармливают сербские и черногорские НПО, сегодня выступает одним из главных спонсоров кампании за легализацию марихуаны и декриминализацию употребления наркотиков. В РФ и Белоруссии деятельность соросовских фондов запрещена. Фонд Чарльза Стюарта Мотта, в свою очередь, известен особой программой по «продвижению демократии в Восточной Европе и Российской Федерации».
Большинство сербских НПО, финансируемых Западом, занимаются довольно специфической деятельностью. В частности, ряд НПО сотрудничает с Гаагским трибуналом (МТБЮ) и всячески добивается признания ответственности сербов за распад Югославии. Эти НПРО из года в год устраивают выставки, шествия, конференции, посвящённые событиям в Вуковаре в 1991-м и Сребренице в 1995 годах, тщательно замалчивая совершённые в те же годы преступления против сербов. До сих пор ни одна неправительственная организация в Сербии не организовала какого-либо мероприятия по расследованию преступлений против сербов или по увековечиванию памяти о сербских жертвах.
Ещё одним направлением деятельности финансируемых американцами сербских НПО является насаждение в обществе тезиса о том, что «Косово утрачено, и это реальность, с которой нужно смириться». Пропаганде данного тезиса регулярно посвящаются публикации в прессе, семинары, форумы, собрания. Во время переговоров о статусе края Косова и Метохии сербские НПО обычно оказывают давление на правительство и дипломатов, требуя согласиться с теми условиями, которые диктуют западные политики и на которых настаивает режим в Приштине.
Было бы несправедливо не отметить, что наряду с этим в Сербии активно работают и другие НПО, которые занимаются насущными гуманитарными вопросами. Так, некоторые из них помогают семьям беженцев из Хорватии, Сербской Краины, Боснии и Герцеговины, перемещенным лицам из Косова и Метохии. Другие оказывают помощь ветеранам и инвалидам войн, которыми сопровождался распад Югославии. Однако такие НПО, как правило, сторонятся политики. В этом их важное отличие от тех, кто, декларируя гуманитарные цели, служит проводником интересов западных спонсоров.
Стоит, наверное, напомнить и о том, какую роль финансируемые американцами сербские неправительственные организации сыграли в октябре 2000 года во время свержения Слободана Милошевича. Слободан Антонич в книге «Сербия о себе» (М.: 2005) писал, что только в 2001 году сербская прозападная оппозиция получила 48 миллионов долларов. Для Югославии, где средняя зарплата тогда составляла около 40 долларов, это были очень значительные деньги. Благодаря таким финансовым вливаниям оппозиция имела средства для аренды офисов, печати пропагандистских материалов, приобретения самых современных средств связи и техники для перехвата радиопереговоров. Значительные суммы тратились на вербовку сотрудников югославских МВД и спецслужб. Деньги шли, что называется, в дело, и государственный переворот 2001 года в Белграде – первый в серии последовавших за этим «цветных революций» – удался.
Важно, что Сербия – далеко не единственный пример того, как «неправительственные» организации, финансируемые из средств правительства Соединённых Штатов и плодящиеся повсюду, создают муляж «гражданского общества», от имени которых вещают хозяева денег.
Вадим СОКОЛОВ
Источник: fondsk.ru