В декабре 2015 г. в США был снят запрет на экспорт сырой нефти, действовавший в течение сорока лет. Заключение сделок с зарубежными покупателями началось вскоре после этого, так как крупные нефтепроизводители в последние несколько лет усиленно вкладывались в развитие необходимой инфраструктуры, и к моменту отмены запрета у них все было готово.
Первые поставки американской нефти уже направились в Европу, пишет Wall Street Journal, но в долгосрочной перспективе, по мнению отраслевых экспертов, главными рынками для США станут Латинская Америка и Азия. В ближайшее время нефтяные компании США едва ли будут экспортировать много, несмотря на то, что техническая возможность есть. Этому препятствует переизбыток предложения на мировом рынке.
Однако, по мнению некоторых аналитиков, в ближайшие пару лет соотношение спроса и предложение должно выровняться, цены пойдут вверх, и тогда можно будет экспортировать больше. По прогнозам, импортеры в течение следующих пяти лет смогут покупать у США порядка 2 млн. баррелей ежедневно. Такой уровень экспорта составит 20% от нынешнего нефтепроизводства в США, и для его достижения необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры.
Ожидается, что, как и в случае с освоением любого нового рынка, первоначально продукт будет предлагаться по низким ценам, а затем цены будут повышаться. Проблема в том, что транспортировка нефти сама по себе – дорогостоящий процесс, поэтому внедряться на новый рынок в таких условиях довольно невыгодно. Особенно с учетом того, что нефть аналогичного качества в Европе продает Норвегия, для которой затраты на транспортировку принципиально ниже благодаря ее географическому положению.
В этом смысле США разумнее делать ставку на рынки Латинской Америки. Так, скорее всего, и произойдет, после того как будет завершена масштабная реконструкция Панамского канала. С точки зрения географического расположения, азиатские рынки также представляется для США более перспективными, чем европейские.
Huffington Post пишет о более общей ситуации на нефтяном рынке. Нынешнему ценовому кризису с низким спросом и переизбытком предложения предшествовал период бурного развития отрасли с большими вложениями в ее дальнейшее развитие – как со стороны уже имеющихся рыночных игроков, так и со стороны желающих выйти на рынок. Параллельно с этим быстро развивались экономики, прежде всего Китай, Бразилия и Индия, которые требовали энергоресурсов.
В 2014 г. пошел обратный процесс: экономики начали замедляться. К этому добавилось то, что объемы нефтедобычи в Канаде и США, наоборот, резко выросли, и их производители начали искать выход на мировой рынок. На это наложились еще и плоды разработок в области освоения альтернативных источников энергии.
Некоторые эксперты, пишет автор, считают, что цены вскоре должны снова пойти в рост, но он считает эту перспективу не очень реалистичной, особенно в условиях буйной нефтедобычи в Северной Америке. Саудовская Аравия пыталась отпугнуть новых конкурентов, обрушив цены на нефть, но американские производители быстро приспособились к таким ценовым условиям, и в итоге к концу 2015 г. объемы нефтепроизводства в США только выросли.
В таком контексте рост цен маловероятен, зато вероятно некоторое перераспределение геополитических сил. Роста цен в отрасли в обозримом будущем можно ожидать, по мнению автора, только в трех случаях: если на Ближнем Востоке разразится новая война; если хотя бы в одной из крупных развивающихся экономик вдруг начнется быстрый рост; или если крупные отраслевые игроки договорятся между собой на государственном уровне. Ни один из этих сценариев исключать нельзя, но и вероятность того, что что-то из этого произойдет, невелика.
Анна Сакоян
Источник: polit.ru