Перспективы экспорта природного газа в Европу невелики, если только в регионе не случится какого-нибудь экономического чуда. Такое мнение высказал «Полит.ру» Сергей Агибалов, заведующий сектором Института энергетики и финансов, комментируя возможное возобновление строительства газопровода «Турецкий поток».
«Перспективы экспорта природного газа в Европу весьма ограниченны, и здесь действуют несколько факторов. Существуют два канала потребления природного газа: для сектора электроэнергетики и тепла – и в сфере производства. В сфере электроэнергетики при этом реализуется идея внедрения возобновляемых источников энергии и активно наращиваются мощности по генерации на основе солнечной энергетики и так далее. И за счет мер субсидирования фактически газовая генерация была вытеснена с рынка электроэнергии в Европе.
Соответственно, потребление сохранялось в основном за счет коммунального сектора, использования газа как средства отопления. И здесь последние тенденции в основном определялись уже погодными факторами, теплой или холодной зимой. В целом же за последние годы мы видим очень существенное снижение потребления. За последнее десятилетие потребление газа в ЕС снизилось более чем на 110 млрд кубометров в год – с 500 млрд кубометров в 2005 году до 387 млрд кубометров в 2014 году, по данным BP Statistical Review.
Так что и здесь, на втором основном рынке потребления газа, тенденции тоже негативные – они для газа в целом негативны, поскольку реализуется программа по энергоэффективности, обновлению жилого фонда, в рамках чего также предполагается постепенное снижение энергорасходов. Все это довольно капиталоемко, и темпы этих изменений невелики, но, тем не менее, существуют два таких в целом негативных тренда.
Есть один позитивный момент – это постепенное снижение добычи природного газа в самой Европе, в частности, в Голландии, Великобритании. И этот фактор частично снижает давление на падение импорта газа. Но в целом картина нерадужная, поэтому в перспективе мы можем ожидать дальнейшего сокращения производства газа в Европе, но одновременно, скорее всего, будут сохраняться негативные тренды и со стороны потребления. Поэтому здесь «окно» для импорта вряд ли будет расти – вариантов для его роста крайне мало, если не пройдет какого-нибудь экономического чуда.
Таким чудом могут быть несколько элементов. Если все же будет кардинально пересмотрено отношение к угольной генерации, будет введена высокая стоимость за выбросы в атмосферу, тогда угольный сектор вынужден будет подвинуться в выработке электроэнергии. И наиболее вероятно, что его долю тогда поделят между собой возобновляемые источники энергии и природный газ. Ну, или если экономический рост в регионе как-то неожиданно ускорится. Но основной фактор, думаю, – это все же регулирование. Может быть, оно было бы даже логичным в плане борьбы за экологию. А пока угольная генерация занимает существенное место, и в последние годы она даже окрепла», – сказал Агибалов.
Напомним, о том, что Россия по-прежнему рассматривает возможность строительства газопровода «Турецкий поток» в этом году, заявил министр энергетики России Александр Новак. «Я знаю, что и Еврокомиссия, и министры энергетики европейских стран работают над этим вопросом. С нашей стороны мы готовы к реализации проекта»,— пояснил он в эфире «России 24». Но, подчеркнул министр, проект может быть возобновлен, «если будет окончательно проявлена заинтересованность от европейских и турецких партнеров». Ключевым же для России новым газопроводом в Европу, сказал он, станет Nord Stream-2.
Источник: polit.ru