Веками русские люди мечтали о долгом мире, которого нам никак не хотели дать соседи. Поэтому пришлось учиться воевать и обзаводиться мощной армией. Не для того, чтобы захватывать чужие земли, а чтобы охранять свои. Вот и песня у нас поэтому появилась: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».
Глядя на укрепление нашей армии, на Западе стали говорить об агрессивности России. Но на деле-то мы по-прежнему мирные люди и предпочитаем решать конфликты мирным путём.
11 января 1899 года министр иностранных дел Российской Империи граф Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский обратился к другим державам с нотой, в которой предлагалось провести конференцию по разоружению и сохранению мира. Естественно, инициатором такой конференции был не сам министр, а Государь Император Николай Александрович, обеспокоенный гонкой вооружений в Европе.
Конференция была созвана в очень короткие сроки и открылась в Гааге в день рождения нашего Императора 18(6) мая 1899 года. В ней приняли участие все европейские страны, а также Китай, Япония и США с Мексикой. В 1907-м состоялась вторая конференция в Гааге с более широким представительством стран Латинской Америки. На этих конференциях впервые были приняты конвенции о мирном решении международных споров, а также конвенции о правилах ведения войны и запрещении некоторых видов оружия и боеприпасов.
Но прежде, чем двигаться дальше, отмотаем на три четверти века назад. Европа: опустошённая наполеоновскими войнами стояла перед вопросом, как не допустить новой всеевропейской бойни. И в 1815 году наш Государь Император Александр Павлович выступил с идеей организовать союз держав для поддержания мира.
Заметим, что в результате победы над Наполеоном Россия стала первой державой мира и могла бы потребовать в качестве трофея всё, что хотела. Но нашим Императором двигали более высокие побуждения, а потому он удовлетворился довольно сомнительным приобретением – Польшей. За вклад, который Россия внесла в восстановление порядка в Европе, Сенат, Синод и Государственный Совет попросили его принять имя «Благословенного» и разрешить воздвигнуть ему памятник. Александр отказал, заявив:
«Да соорудится мне памятник в чувствах ваших, как оный сооружен в чувствах моих к вам».
По инициативе Александра I 26 сентября 1815 года был заключён Священный союз между Россией, Пруссией и Австрией. Позже к этому союзу присоединились почти все монархии тогдашней Европы. Но этот Союз недолго служил гарантом мира. Слишком разные были интересы у входивших в него держав. Окончательно Священный союз распался с началом Крымской войны. Вот такой бесславный конец.
После Крымской войны наступило время «реальной политики», творцом которой стал железный канцлер Отто фон Бисмарк. Проведя три войны и объединив «железом и кровью» германские княжества во Второй рейх, Бисмарк создал такую систему договоров с ближними и дальними соседями, которая исключала общеевропейскую войну. Сделано это было, естественно, не ради общего блага, а только ради безопасности Германии. Но тогда же Бисмарк заложил и основу будущего разделения Европы на два враждующих лагеря, создав Тройственный союз.
Всё изменилось с восшествием на престол кайзера Вильгельма II и последовавшей через некоторое время отставкой Бисмарка. Старый канцлер разошёлся с кайзером в вопросе отношений с Россией. Бисмарк всё также считал, что война с нашей страной будет губительна для Германии. У молодого Вильгельма такого страха не было. При нём значительно увеличились военный бюджет и численность Германской армии, началась гонка вооружений с Англией на море. В Европе запахло порохом. Это и сподвигло Николая II к созыву мирной конференции.
Увы, практические итоги Гаагских конференций оказались скромными. На словах все державы согласились с необходимостью разоружения, а на деле всё происходило наоборот, пока в 1914 году не разразилась Первая мировая война. Не оградили конвенции Гааги и от применения всеми сторонами конфликта запрещённых видов оружия и боеприпасов. Всё это хорошо известно. И всё же можно сказать, что мирная инициатива нашего царя нашла воплощение и в Лиге нации, и в ООН. Учреждённый в 1899 года Международный суд действует до сих пор.
После Октябрьской революции 1917 года одним из первых актов советской власти стал Декрет о мире, призывавший все воюющие державы прекратить войну и начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. Призыв не был услышан, и тогда большевики решились на заключение сепаратного мира с Германией. Молодой республике мир был необходим, как воздух. В итоге родился чудовищный по потерям для России Брестский мир, результаты которого, впрочем, были аннулированы после Ноябрьской революции 1918 года в Германии.
Ослабленная гражданской войной Советская Россия, а после и СССР, можно сказать, были вынуждены вести миролюбивую политику. А можно сказать, что она была следствием всё того же древнего стремления нашего народа к миру. В самом деле, когда СССР одолел сильнейшего врага и сам стал одной из супердержав, что кроме собственного стремления к миру могло удерживать нашу страну? Гонку вооружений нам навязали. И что было поделать? Если б Советский Союз не принял этот вызов, то он был бы уничтожен. Советский Союз был окружён цепью из 250 военных баз НАТО.
Тем не менее Советский Союз не только выступал с мирными инициативами, но и в одностороннем порядке демонстрировал свою готовность их выполнять, если они будут приняты. Никита Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. В марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы холодной войны выросла до 5,8 млн человек. Численность армии тогда была доведена до 3,6 млн человек. Два года спустя Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн военнослужащих.
Вся последующая так называемая брежневская эпоха проходила под знаком «Разрядки», но каких-то радикальных изменений в плане сокращения вооружений не происходило. Пентагон изобретал всё более хитроумные планы по военному разгрому СССР. Чего стоит только доктрина «ослепляющего» или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. На основании этой доктрины страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования.
Приход к власти молодого генсека Михаила Горбачёва ознаменовался новыми мирными инициативами и предложением перейти к новому политическому мышлению. Но фактически всё закончилось односторонними шагами и капитуляцией Советского Союза в многолетней холодной войне.
Вместо глобального разоружения произошло лишь устранение одной из сторон противостояния. НАТО, несмотря на все заверения, которые давали лидеры Запада Горбачёву после падения Берлинской стены, беспрепятственно стало двигаться на Восток к границам нашей страны. Об этом как раз напомнил в недавнем интервью немецким журналистам президент РФ Владимир Путин.
И в очередной раз Владимир Путин напомнил о том, что НАТО в отсутствие противодействия позволяло себе всё, что хотела. Без оглядки на международное право, без оглядки на Устав Организации объединённых наций. Некоторые на Западе даже поспешили объявить ООН устаревшей. Россия же по-прежнему придерживается миролюбивой политики и предлагает решать все конфликты мирным путём. И для этого есть все условия. Нужно вернуть авторитет ООН, вдохнуть в эту организацию новую жизнь.
При этом президент РФ, может быть, впервые чётко сформулировал главную ошибку внешней политики России: мы долгое время не говорили о своих национальных интересах. А интерес у нас вот какой:
«Если мы хотим, чтобы отношения между Россией и нашими друзьями — соседями в Европе и во всём мире — строились в позитивном, конструктивном ключе, нужно, как минимум, соблюдать всегда одно обстоятельство, одно условие: нужно уважать друг друга, уважать интересы друг друга и придерживаться одинаковых правил, а не менять их каждый раз, как выгодно кому бы то ни было. Вы меня спросили: ваш покорный слуга друг или не друг? Отношения между государствами строятся немножко по-другому, не как отношения между людьми. Я не друг, не невеста и не жених, я президент Российской Федерации. 146 миллионов человек – у этих людей есть свои интересы, и я обязан их отстаивать. Мы готовы это делать не конфронтационно, мы готовы искать компромиссы, но, конечно, на базе международного права, единообразно всеми понимаемого».
Путин Владимир Владимирович
Мы – мирные люди…
Евгений Радугин
Источник: imperiyanews.ru