В ситуации, когда большинство жителей Нидерландов, в соответствии с данными социологических опросов, выступают против ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, в Евросоюзе стали проявлять заметное беспокойство по поводу результатов предстоящего референдума по этому вопросу.
Хотя референдум в Нидерландах, назначенный на 6 апреля текущего года, имеет статус консультативного, согласно голландскому законодательству это означает, что парламент должен вновь вернуться к рассмотрению закона о ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, а в Европе не принято игнорировать народное волеизъявление. Поэтому в ЕС уже звучат громкие заявления о том, что отказ граждан Нидерландов ратифицировать Соглашение об ассоциации с Украиной может спровоцировать серьезный кризис в Евросоюзе.
Скорее всего, это преувеличение. Тем не менее такой результат не только ударит по и так пошатнувшемуся авторитету нидерландской правительственной коалиции за год до новых выборов, но и обострит и без того постоянно усиливающиеся конфликты в ЕС. Так что в правительстве страны намерены приложить все усилия для того, чтобы изменить настроения ее жителей до референдума. И основной аргумент при этом тот, что Соглашение об ассоциации с Украиной никак не связано с членством Украины в ЕС.
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте постоянно успокаивает сограждан, давая понять, что Украину в ЕС никогда не примут. Собственно говоря, ничего нового в этом нет. Представители Евросоюза ― чиновники разного уровня ― говорили об этом уже десятки раз. В Киеве же делают вид, что ничего не слышат и не понимают.
В своем последнем интервью Рютте заявил по поводу Украины следующее: «Мы, разумеется, работаем на положительный результат. Этот референдум назначен не правительством Нидерландов. По голландскому закону группа граждан, собрав достаточно подписей, может заставить провести по определенному вопросу референдум, консультативный референдум. Это и произошло. Мы ясно объясняем голландской общественности, что мы поставили подпись под этим соглашением, поскольку оно отвечает интересам Нидерландов. Во-первых, будучи торговой нацией, мы сможем заработать много денег, когда будет налажена свободная торговля с Украиной. А сама Украина будет развиваться успешнее, чем сейчас, и это тоже в интересах Нидерландов. Во-вторых, речь идет о строительстве государства, обеспечении верховенства закона и соблюдении прав человека. За все это мы боремся в Европейском союзе. Некоторые думают, что это первый шаг ко вступлению в ЕС, но это не так. У нас имеются соглашения об ассоциации со странами Центральной Америки, Ближнего Востока, и они не подают заявки на членство. Может быть, на вступление в песенный конкурс «Евровидение», но не в Европейский союз».
Как известно, Украина присоединилась к конкурсу «Евровидение» в 2003 году и с тех пор усердно демонстрировала на этой площадке свои европейские устремления (исключением стал только 2015 год, когда из-за тяжелой финансовой и политической ситуации наша страна вынуждена была приостановить свое участие в данном музыкальном шоу). Согласно логике Рютте, этим геополитические амбиции официального Киева на европейском направлении и должны ограничиться. А чтобы Украина не слишком уж переживала по поводу своего перманентного евроизгойства, она получит утешительный бонус: право лихо петь и плясать на «Евровидении» в компании с самобытными исполнителями из Египта, Алжира, Иордании, Марокко, Мексики, Чили и других стран, подписавших соглашения об ассоциации, но не претендующих на вхождение в состав Евросоюза.
Характерный аспект: призывая соотечественников поддержать вхождение Украины в ЗСТ с ЕС, премьер-министр Нидерландов откровенно признал прямую материальную выгоду от этой сделки для собственной страны («будучи торговой нацией, мы сможем заработать много денег…»). А вот интерес Украины сформулирован им был в высшей степени размыто: «… сама Украина будет развиваться успешнее, чем сейчас». Не потому ли, что на самом деле нашей стране навязан неравноправный договор и, потеряв свои рынки сбыта на Востоке, она так и не получит полноценного доступа к рынкам на Западе, тем самым обрекая экономику на депрессию, а своих граждан ― на лишения и униженное положение вечных евроизгоев?
Почти три года назад в связи с вынашиваемыми тогдашней властью планами по подписанию ассоциации мне довелось выступить с предостережением: «Евроинтеграция Украины гарантируется подписанием Соглашения об ассоциации, но такое же соглашение имеет, например, Тунис, который вступать в ЕС, надо думать, и не собирается. Подписание Соглашения об ассоциации не гарантирует, что это соглашение когда-либо будет ратифицировано парламентами стран ― членов ЕС… Можно стать кандидатом в члены ЕС, как Турция, но это не гарантирует членства в ЕС». Тогда эти слова были восприняты как чуть ли не проявление некоей злонамеренной еврофобии и стремления лишить Украину светлого будущего.
В нынешних же условиях тезис об отсутствии связи между подписанием Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и признанием ее «европерспективы» почти дословно повторяет премьер-министр Нидерландов: «Некоторые думают, что это первый шаг ко вступлению в ЕС, но это не так».
При этом не приходится сомневаться: правящие силы и их информационно-экспертная обслуга сделают все возможное, чтобы в Украине резонанс от заявлений Рютте оказался как можно менее значительным. Сторонники власти крайне не заинтересованы в том, чтобы была наконец признана правда: «европейский миф» является насквозь лживым и бессовестным пропагандистским прикрытием их несамостоятельности и некомпетентности, используемым с целью приучить украинский народ безропотно сносить сегодня все тяготы и невзгоды во имя построения завтра «светлого европейского будущего», которое на самом деле никогда не наступит.
Источник: vybor.ua