Ведомство раскритиковало принимаемые в России антиалкогольные меры, которые приводят лишь к закрытию розничных магазинов и киосков.
Минпромторг предлагает отменить запрет на продажу алкоголя на территориях спортивных объектов, в санаториях, на розничных рынках, в киосках и пр., а также легализовать продажу через интернет. Такие предложения сформулировало ведомство в докладе о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на ближайшем заседании рабочей группы при Минэкономразвития (документ находится в распоряжении «Известий»). Как отмечается в докладе, все текущие меры лишь наносят удар по мелкой розничной торговле и увеличивают долю нелегальной продажи алкоголя. Так, за последние три года в России из-за ограничений по продаже алкоголя было закрыто более 12 тыс. розничных магазинов, 6 тыс. кафе и ресторанов и несколько десятков тысяч киосков.
Пиво в места обитания
Как пояснили в пресс-службе Минпромторга, доклад «Предложения по ограничениям розничной продажи алкоголя» подготовлен по поручению замминистра экономического развития Олега Фомичева для рассмотрения на заседании рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке.
Минпромторг подчеркивает, что сейчас «государственное регулирование в сфере оборота алкоголя носит хаотичный запрещающий характер и не нацелено на реальные проблемы». Итогом предпринятых мер стало лишь усугубление положения на рынке розничной торговли, поскольку «алкоголь является товаром-драйвером, который составляет около 40% оборота малого торгового бизнеса».
«По состоянию на конец 2015 года вследствие ужесточения правил розничной продажи алкоголя, в том числе в части прилегающих территорий, а также в силу запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах в России происходит серьезное сокращение объектов торговли и общественного питания. За последние три года по этим причинам полностью прекратили работу около 12 тыс. стационарных магазинов, около 6 тыс. предприятий общественного питания, а также несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов», — говорится в докладе.
Также многочисленные ограничения приводят к росту нелегального рынка алкоголя — «с 2014 года наблюдается существенный рост потребления нелегального алкоголя или алкогольных суррогатов. По оценкам МВД, в ряде регионов объем такого потребления составляет до 50% рынка».
В связи с этим Минпромторг предлагает отменить некоторые территориальные ограничения по продаже, оставив в силе только запрет на торговлю алкоголем рядом со школами и поликлиниками. «Прилегающие территории — одно из самых вредных ограничений для бизнеса, порождающее массу злоупотреблений, рэкет, коррупцию».
В частности, по мнению ведомства, следует разрешить продавать алкоголь на территориях спортивных объектов, так как запрет привел к закрытию спортивных кафе и баров, размещавшихся в зданиях стадионов, фитнес-центров и пр. Запрет можно оставить действующим лишь в дни проведения соревнований.
Табу на продажу алкоголя в санаторно-курортных учреждениях «не в последнюю очередь не дает нашим здравницам в Крыму и на Северном Кавказе конкурировать с зарубежными аналогами, где таких ограничений нет». А запрет торговать на территориях, прилегающих к детским садам и другим дошкольным учреждениям, министерство назвало «абсурдным».
Минпромторг отмечает, что, в отличие от России, в большинстве стран Европы разрешено продавать вино и пиво на розничных рынках и уличных ярмарках.
«Существование указанного запрета не оправдано никакими соображениями и влечет лишь то, что владельцы действующих розничных рынков перестают обозначать свои объекты как рынки и продолжают функционировать как «торговые комплексы», искусственно выпадая из сферы регулирования законом о розничных рынках, которым предусмотрен ряд важных мер, в частности, по ветеринарному контролю и обеспечению безопасности реализуемой продукции», — считают в Минпромторге.
Кроме того, предлагается вернуться к обсуждению вопроса о торговле пивом в киосках, поскольку, по оценкам ведомства, несколько десятков тысяч нестационарных торговых объектов прекратило свою работу из-за этого запрета.
Министерство отмечает еще одну важную проблему — завышенные лицензионные требования к продаже алкогольной продукции, которые ударяют по общепиту и розничной торговле.
«Результатом высоких лицензионных требований к организациям общественного питания являются высокие издержки и как следствие высокие цены на реализуемую продукцию. По данным исследований, проведенных компанией Nielsen, в странах Европы разница между розничной ценой, например, пива в магазинах и его ценой в кафе и ресторанах составляет около 30–40%, в то время как в России эта разница составляет как минимум 100%», — говорится в докладе Минпромторга.
При этом если в странах Европы объем потребления алкоголя в местах общепита составляет 30–40% от общего объема потребления, то в России он не превышает 3%. В итоге россияне из-за дороговизны и дефицита доступных кафе употребляют алкоголь в скверах и парках, нарушая общественный порядок.
Минпромторг выступает за поддержку продажи спиртного в кафе, поскольку «потребление алкоголя в рамках общественного питания является контролируемым. Исключается возможность потребления алкоголя несовершеннолетними, ибо это сразу бросается в глаза окружающим». Кроме того, именно распитие спиртного в кафе и ресторанах формирует нормальную культуру потребления. Тем более что большую часть оборота алкоголя в общепите составляют некрепкие напитки — вино, пиво и пр.
Министерство предлагает смягчить лицензионные требования для розничной продажи вина.
«Это позволит увеличить сбыт легальной винодельческой продукции и будет способствовать выполнению задачи перераспределения потребления с крепкого алкоголя на вино и пиво», — говорится в докладе.
Также в Минпромторге считают необходимым снять запрет продажи алкоголя через интернет. Как считают в ведомстве, «целесообразно создать действенные механизмы контроля: реестр продавцов алкогольной продукции через интернет; внесудебную блокировку сайтов, продающих алкоголь нелегально (то есть сайтов, не состоящих в реестре)».
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает:
— Нам надо менять структуру потребления алкоголя, хотя бы пытаться восстановить советскую. У нас в 1950–1970-х годах была сформирована фактически европейская структура потребления — пива было 25 л на душу населения в год, винодельческой продукции — 28 л и 10 л крепкого алкоголя. Сегодня у нас этот показатель — 70 л пива, 8 л вина и около 17–18 л крепкого алкоголя. Нам нужно минимизировать потребление крепкого спиртного. Для этого должны быть льготы для производителей и продавцов вина, а также для общепита, — сказал он.
В Минэкономразвития также считают, что необходимо совершенствовать госрегулирование в сфере алкогольного рынка.
— Минэкономразвития России в целом поддерживает меры, направленные на повышение предпринимательской активности на рынке розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем указанные предложения обсуждаются, и в настоящее время позиция министерства по ним формируется, — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — Также полагаем, что государственное регулирование в сфере алкогольного рынка нуждается в совершенствовании, при этом такой подход не должен повлечь за собой рост чрезмерного употребления алкогольной продукции населением.
Производители пострадали, ритейлеры не приобрели
Производители алкоголя отмечают, что вышеперечисленные меры были на руку только крупным сетевикам, которые с уходом большого числа киосков и мелких магазинов получили около 10% оборота. Однако ритейлеры отрицают это — большая доля перешла в теневой сектор, а не в супермаркеты.
Генеральный директор Группы компаний «Таркос» Дмитрий Тарасевич отметил, что производители алкоголя только недавно адаптировались к отсутствию мелкой розницы.
— На момент введения запрета на продажу пива в киосках была серьезная просадка. Некоторые некрупные производители ушли с рынка. Сейчас все более-менее стабилизировалось, но полностью рынок так и не восстановился после запрета. От этого выиграли только крупные федеральные сети, которые одним махом получили около 10% оборота всего рынка. А теперь у нас другая беда — ЕГАИС (электронная система для контроля над оборотом алкоголя, к которой с 1 января обязаны подключиться оптовые компании, с 1 июля — розничные. — «Известия»), — сказал Тарасевич.
— У некоторых производителей алкогольной продукции есть свои розничные точки, начиная от магазина на заводе и заканчивая фирменными магазинами, но в основном каждый занимается своим делом. Ограничение розницы, конечно, оказывает косвенное влияние на легальное производство, — говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции, начальник управления информации и внешних связей ОАО «Росспиртпром» Дмитрий Добров.
Однако Добров не согласен с тем, что нужно отдавать приоритет производителям и продавцам слабой алкогольной продукции.
— Условия продажи алкоголя должны быть одинаковыми для всех видов, мы выступаем за единообразный подход. Безусловно, нужно пересматривать нормы по расстояниям для продажи, а также важно учитывать то, что если розничная точка пытается открыться рядом с действующим медкабинетом — это один вопрос. Но если продавец работает длительное время, а рядом возникает социальный объект — ситуация другая, — считает Добров.
Когда вводился запрет на продажу пива в киосках (действует с 1 января 2013 года), эксперты прогнозировали, что крупные розничные магазины получат за счет этого 2,75 трлн рублей за год. Однако, как считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов, бывший исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли, такого существенного прироста прибыли не произошло.
— Нельзя сказать, что крупная розница особо выиграла. Потребитель ищет более дешевую продукцию, и цена алкоголя, например водки, в районе 185 рублей за пол-литра — для регионов очень большая сумма. Ограничения продажи алкоголя на объектах торговли не привели к тому, что вся доля перешла в крупный формат, большая часть перешла в нелегальный сектор. По некоторым данным, нелегальный алкоголь составляет две трети от общего оборота, — говорит он.
Карпов напомнил, что крупные ритейлеры тоже страдают от территориальных ограничений.
— Особенно это касается тех компаний, у которых есть формат «магазинов у дома», — это «Пятерочка», «Дикси» и пр. Многие из них также расположены вблизи социальных объектов и не имеют права заниматься продажей крепкого алкоголя, — сказал эксперт.
Карпов сомневается, что послабляющие меры найдут поддержку у других органов власти.
— Предложения Минпромторга вписываются в заявленную ведомством стратегию развития разных форматов торговли. И в условиях кризиса важно поддержать малые предприятия, — говорит он. — Прошло достаточно времени, чтобы проанализировать, как повлияли те или иные меры. Но не факт, что они «пройдут»: есть ярые противники смягчения требований. Росалкогольрегулирование в своей стратегии, напротив, предусматривает сокращение числа точек продаж, что должно способствовать уменьшению продажи алкоголя.
Анна Змановская
Источник: izvestia.ru