В январе танкеры с американской нефтью впервые за более чем 40 лет пошли в Европу. Пока объемы невелики, однако в перспективе они могут дойти до 2 млн баррелей в день, что составляет около 2% мирового производства. Впрочем, при нынешних ценах на нефть позволить себе поставки в Европу могут лишь очень немногие американские производители, так что пока цены не вырастут, конкуренции со стороны США на европейском рынке России можно не опасаться.
По данным американского министерства энергетики, коммерческие запасы нефти США по итогам первой недели января выросли на 280 тыс. баррелей и составили 482,6 млн баррелей. При этом консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных Bloomberg, подразумевал рост на 2 млн баррелей. При этом за предшествующую неделю американские нефтяные запасы продемонстрировали резкое снижение (5,1 млн баррелей), хотя ожидался их рост.
Отчасти колебания запасов объясняются тем, что Америка начала экспорт нефти, который был запрещен на протяжении более 40 лет. В середине декабря президент США Барак Обама подписал проект бюджета-2016, в котором предусмотрены зарубежные поставки нефти. Ранее Обама заявлял, что наложит вето на отмену эмбарго. Впрочем, право запрета на экспорт сроком до года за президентом сохранилось — при условии, что в стране будет введено чрезвычайное положение или если дефицит топлива и растущие цены на него будут угрожать национальной безопасности США.
Уже в конце декабря стало известно, что техасская Enterprise Products заключила контракт на поставку 600 тыс. баррелей нефти на швейцарские нефтеперерабатывающие заводы. С наступлением 2016 года начались поставки — 1 января было объявлено об отправке первого танкера в Италию, откуда нефть пойдет по трубам на германские заводы. В среду The Wall Street Journal сообщила, что был направлен и еще один нефтевоз — до Франции (оттуда нефть будет поставляться трубопроводом как раз в Швейцарию).
Аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин говорит, что пока экспорт нефти из США — не более чем «перебалансировка». «Пока Штаты остаются нетто-экспортером нефти, говорить о масштабных поставках за рубеж не приходится», — поясняет Кокин. По его оценкам, из дневной добычи США (около 9,2 млн баррелей в день) на экспорт в ближайшей перспективе будет отправляться не более 100 тыс. баррелей в сутки, то есть чуть более 1%.
При этом сами Штаты, по словам аналитика, занимаются тем, что освобождают заполнившиеся хранилища в ряде регионов (например, в Техасе), но почти все экспортные объемы будут замещаться импортом из Венесуэлы, Канады и Нигерии.
Дело в том, что США продают нефть сорта WTI, которая является «легкой». Эта нефть дороже, чем «тяжелая» венесуэльская или канадская (WTI сейчас стоит чуть более $30 за баррель, в то время как Венесуэла и Нигерия продают свою нефть по $20–25, а некоторые сорта канадской нефти, по словам Кокина, стоят даже меньше $20), однако ее легче перерабатывать.
«А американские НПЗ обладают настолько высоким уровнем глубины переработки, что им выгоднее работать на дешевой «тяжелой» нефти — больше маржа от выхода светлых нефтепродуктов. Заводы в США перерабатывают даже мазутные остатки», — рассказывает Кокин.
Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко также отмечает, что при добыче немногим более 9 млн баррелей в день перерабатывают США 17,5 млн баррелей нефти в сутки (данные за декабрь). «То есть примерно 8 млн баррелей в сутки — дефицит, и он приходится именно на сернистую, «тяжелую» нефть, которую Штатам приходится закупать», — поясняет Мищенко.
Таким образом, экспортируя нефть, Америка, с одной стороны, частично разгружает свои хранилища, а с другой — зарабатывает на разнице в ценах.
Однако в будущем Штаты нарастят экспорт нефти. WSJ приводит слова генерального директора ConocoPhillips Райана Лэнса, который полагает, что в течение пяти лет зарубежные поставки США вырастут до 2 млн баррелей в сутки (около 2% мирового производства нефти. — «Газета.Ru»).
В конце прошлого года американский конгрессмен от Техаса, республиканец Джо Бартон заявлял, что нефть из США вытеснит с рынка российское, саудовское и иранское сырье.
Вопрос, как обычно, упирается в цену. Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник указывает, что контракты заключаются на основе биржевых котировок, отклонение — не более $1–1,5 в ту или другую сторону.
«Плюс расходы на транспорт, которые уже изначально заложены в биржевую цену, — напоминает эксперт. — И хотя транспортировка нефти морем считается одной из самых дешевых (стоимость перевозки одного барреля из США в Европу, к примеру, не превышает $5), это также сказывается на рентабельности».
Таким образом, по словам Пасечника, поставлять нефть в Европу с выгодой для себя пока могут лишь очень немногие американские производители.
«Есть компании, где себестоимость добычи составляет $20 или даже $15 за баррель, — рассказывает эксперт. — Однако их очень мало, большинство уже либо работают себе в убыток, либо субсидируются, либо вообще консервируют производство (средняя себестоимость добычи в США составляет около $35 за баррель. — «Газета.Ru»)». В связи с этим, по мнению Пасечника, каких-то особенно широких горизонтов поставки американской нефти в Европу не имеют и речь о том, чтобы потеснить традиционных европейских поставщиков (например, Россию), не идет.
Ramires
Источник: cont.ws