Первый канал продолжает серию репортажей о предметах и явлениях, которые изменили нашу жизнь, и которые в 2016 году отмечают юбилей.
Свежий морозный воздух, лёд и ботинки с лезвиями – катание на коньках долгое время воспринималось как досуг, забава. Но не спорт. Середина XIX века – массовые катания становятся настолько популярными, что формируется мода, как одеваться и вести себя на катке. Скользить по льду считается для девушки занятием подходящим. Оно развивает элегантность и к тому же способствует оздоровлению барышни. Правда, кататься стоит небыстро и самое главное – грациозно. Спортивные черты в это занятие привносят мужчины. Появляется Общество любителей бега на коньках, а затем – и первые профессионалы. Они тренируются в центре Петербурга, на озере в Юсуповском саду.
“Сад был открыт для публики, сюда любили горожане приходить, и конечно, наши фигуристы здесь тренировались. Это была стартовая площадка нашего фигурного катания”, – рассказывает историк Людмила Левандовская.
Зимой 1896 году здесь же проводят первый Чемпионат мира по фигурному катанию – конкуренция была, прямо сказать, невысокой. 4 участника, двое из которых – представители Российской империи. Зрители часами смотрели на морозе, как спортсмены выписывают “фигуры” на льду. В прямом смысле – рисуют коньками. Поэтому катание и стали называть “фигурным”.
Алексей Мишин признает: нынешним фигуристам просто не повторить за спортсменами прошлого. Так, первый Олимпийский чемпион страны Николай Панин-Коломенкин придумывал настолько замысловатые узоры, что даже судьи иногда сомневались: а он сможет перенести это с бумаги на лёд?
“Очень трудно было определить чемпиона – кто истинный чемпион? Кто лучше рисует розочку, а кто – тюльпан? Вот что лучше?” – говорит заслуженный тренер СССР Алексей Мишин.
Поэтому в начале XX века создают перечень упрощенных, обязательных “фигур”. “Дуги”, “крюки” – разворот на месте, “восьмерки” – два круга одинакового радиуса – по сути, и заложили основу современного фигурного катания. Тогда же в фигурное катание пришли женщины, а вскоре – появились и пары. За целый век они научились делать вращения, прыжки в четыре оборота, поддержки, сложнейшие дорожки, выбросы, и всё на безумной скорости.
Хотя что-то из тех самых, первых “фигур” спортсмены сейчас используют. Например, нарисовать “звездочку” на одной ноге – хорошая проверка баланса. Или замысловатые движения с резкими разворотами – и Олимпийская чемпионка Оксана Казакова высекает на льду цветок. Если бы Оксане Казаковой довелось выступать сто лет назад, кардинальных различий было бы несколько: во-первых, открытый лёд. Тогда просто не было закрытых искусственных катков. Во-вторых, юбка до пят. Вернее – до лезвий: движения сковывает, неудобно.
“Они еще иногда делали ласточки, но обязательно у них была согнута нога. Потому что так поднять тяжело, можно упасть”, – рассказывает Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Оксана Казакова.
И, наконец, коньки. Современные позволяют делать и сложные дорожки, и прыгать, а на лезвиях вековой давности это просто невозможно. Массивные, не дающие как следует разогнаться, они придают скорее устойчивость, чем манёвренность.
“Этот конёк конечно намного длиннее, и намного толще, потому что современный конёк около 4 миллиметров”, – отмечает профессор кафедры конькобежного спорта и фигурного катания на коньках НГУ им.Лесгафта Владимир Апарин.
Так что за 120 лет фигурное катание сделало огромный шаг – от спорта линий, вырезаемых на льду, к спорту изящных танцевальных линий.
Источник: 1tv.ru