Любой военный эксперт и аналитик подтвердит, что наличие или отсутствие эффективной системы ПВО в подавляющем большинстве случаев определяет исход войн и конфликтов. Таким образом, наличие качественного противовоздушного прикрытия определяет состоятельность государств, а порой, и само их существование.
К Беларуси, являющейся форпостом Союзного государства на западном направлении, это относится в первую очередь. Поэтому не удивительно, что ВВС и войска ПВО являются одним из приоритетных направлений строительства и развития белорусских Вооруженных сил.
Особенно остро этот вопрос встал после так называемого «плюшевого десанта», когда в 2012 году шведский легкомоторный самолет нарушил воздушное пространство Беларуси, беспрепятственно пролетел вглубь территории и вернулся обратно.
После этого инцидента на государственном уровне был реализован комплекс мер по недопущению в дальнейшем подобных случаев. Последнее время для обеспечения надежной охраны воздушных рубежей страны делается немало – начиная от модернизации образцов вооружения, поступления принципиально новых, разработанных и созданных в Беларуси РЛС, до закупок самой современной боевой техники и оптимизации структуры подразделений.
Несмотря на постоянное развитие и совершенствование средств ПВО, одной из основных и, пожалуй, наиболее сложных задач является обнаружение низколетящих воздушных целей. Причем, эта проблема на данный момент является актуальной для ПВО большинства стран мира. Практически все современные летательные аппараты могут совершать полеты на высотах от 10-20 до 150 м. При этом многие типы самолетов оснащены аппаратурой, позволяющей совершать полеты с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Для своевременного обнаружения подобных летательных аппаратов, а также в рамках продолжения выполнения комплекса мер по недопущению беспрепятственного пересечения воздушных границ Республики Беларусь 5 января текущего года в Минской области под руководством командующего ВВС и войсками ПВО генерал-майора Олега Двигалева, состоялось торжественное заступление на боевое дежурство вновь сформированного подразделения радиотехнических войск – 3-го радиолокационного узла.
С созданием нового подразделения был окончательно сформирован Минский район противовоздушной обороны. Тем самым создана единая система радиолокационной разведки вокруг столицы. Благодаря этому в стране обеспечен полный и постоянный контроль на всех высотах за воздушными судами, осуществляющими полеты над и рядом с Беларусью.
Радиолокационный узел можно смело назвать подразделением XXI века. Личный состав заступил на боевое дежурство с техникой, являющейся последними разработками отечественного ВПК. Это новые станции, с новой эргономикой, с новой обработкой сигналов, в которых созданы все условия для качественного выполнения задач.
Принятые на вооружение автоматизированные системы белорусского производства отличает высокая надежность и улучшенные боевые характеристики. Модернизированные комплексы способны гарантированно решить задачу по контролю над воздушной обстановкой.
На данном радиолокационном узле развернуты уже известные образцы техники, такие как П-18БМА, 19Ж6М, высотомер ПРВ-16Б, а также новинки от ОАО «КБ Радар», по предварительным данным это РЛС «Роса-РБ» и «Восток-Д». Несмотря на уже привычные названия ряда радиолокационных станций, от своего прежнего варианта образцы техники сохранили только внешний вид – внутри самая современная начинка от отечественных производителей. Новые технологии позволили увеличить количество сопровождаемых целей в десятки раз.
Данные образцы вооружения завязаны в единую информационную сеть и представляют собой полноценный трехкоординатный радиолокационный комплекс. Вооружение подразделения позволяет обнаруживать и идентифицировать летящие объекты на любых высотах и с любыми скоростями, а также исключает неправильную идентификацию воздушной цели и сокращает время на обработку информации, что значительно сокращает время принятия решения.
Изюминкой подразделения стал совершенно новый подвижный пункт управления, способный работать одновременно со значительным количеством РЛС находящихся на любом удалении от рабочего места, что увеличивает скрытность, живучесть командного пункта и эффективность боевой работы подразделений. Процесс обработки и передачи радиолокационной информации на вышестоящий командный пункт осуществляется автоматически, поэтому ошибка, связанная с человеческим фактором, сведена к минимуму.
«В 2016 году мы продолжим дальнейшее переоснащение наших родов войск – прежде всего, ожидается поступление очередной четверки самолетов Як-130, начинаем формирование второго зенитного ракетного дивизиона «Тор», в том числе будет продолжаться модернизация стоящих на вооружении образцов техники», – отметил командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев, находясь на радиолокационном узле.
К слову, не «спят» и наши прибалтийские соседи – они также принимают на вооружение новые РЛС. Так, Латвия для повышения возможностей по контролю воздушной обстановки в октябре 2015 года заключило контракт с американской корпорацией Lockheed Martin на поставку трех РЛС AN/TPS-77 MRR. В Литве в ноябре прошлого года прошла церемония закладки капсулы на месте строительства нового поста с радиолокационной станцией дальнего обнаружения. Также для совершенствования и укрепления системы ПВО литовская армия обновит три поста управления по наблюдению и контролю над воздушным пространством. Правда, РЛС необходимы не только для обнаружения воздушных целей, но и для их дальнейшего уничтожения, а вот чем это собираются делать литовцы и латыши, пока не ясно.
В настоящее время главным для обеспечения безопасности страны является необходимость понимания военно-политическим руководством Беларуси того, что затягивание решения с финансированием закупок и осуществлением модернизации образцов вооружения чревато лишь ухудшением ситуации. Постоянный перенос сроков перевооружения влечет за собой увеличение расходов, в виду того, что увеличивается количество вооружения и военной техники с истекшим ресурсом эксплуатации.
К сожалению, скромное финансирование не позволяет оборонному ведомству страны надеяться на систематические закупки современных образцов вооружения. Надежды на главного стратегического союзника Россию также уже давно перестали себя оправдывать – поставок российской техники, даже по льготной цене, Беларуси не видела очень давно. И это несмотря на то, что для России противовоздушный (а в свете нынешних реалий и противоракетный) щит на территории Беларуси, просто, незаменим.
В нынешних реалиях особую значимость приобретает также решение вопрос по созданию сплошного маловысотного радиолокационного поля в рамках Союзного государства Беларуси и России. Однако и здесь, по имеющимся данным, Москва долго «запрягается». В этих условиях становится очевидной ставка на продукцию собственного оборонного комплекса. Однако разовые и единичные поставки не смогут решить проблему устаревания техники, а за раз закупить большое количество нового вооружения просто не возможно. И если учесть факт, что цены на современные образцы техники только увеличиваются, то процесс перевооружения может затянуться надолго.
Остается верить, что жизненная необходимость достаточного и своевременного финансирования как белорусской армии, так и региональной группировки войск Союзного государства будет понята и решена в положительную сторону.
Сергей Острына
Источник: belvpo.com