Требования президента Владимира Путина к естественным монополиям «вести себя скромнее», чтобы обуздать инфляцию, может оказаться не так-то легко исполнить на практике.
«Нужно, чтобы они знали, что такой выбор нами сделан, были готовы немножко поскромнее себя вести. Думаю, что если мы хотим подавить инфляцию, то в таком ключе и должны работать», — сказал президент на вчерашней встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым. Примечательно, что за несколько часов до этого практически о том же сказал, выступая на 7-м Гайдаровском форуме, бывший министр финансов Алексей Кудрин.
Значит ли это, что Путин внимательно прислушивается к тому, что говорит фрондирующий экс-министр, или совпадение их позиций означает объективную реальность?
Это, скорее всего, означает, что у Путина объективно ограничены возможности для маневра — иначе бы он просто издал директивное указание для топ-менеджеров и собственников «поделиться доходами», говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
«Политика сокращения издержек сейчас является одним из ключевых требований к менеджменту госкомпаний. Это было одной из причин смены руководства РЖД и ОАК, политика расходов которых не отвечала этим требованиям», — сказал он «Ридусу».
Несмотря на авторитарный стиль, свойственный Путину, менеджеры-тяжеловесы из ближнего круга президента часто ведут себя согласно поговорке «бабло побеждает зло». Заодно оно побеждает и инстинкт самосохранения, политического и экономического. Кроме того, они привыкли к своей исключительности в системе государственно-управленческого аппарата, когда они могут «ходить в Кремль без приглашения».
Путин же требует от них убавить персональные амбиции и сделать акцент на большей связке с исполнительной властью, говорит Ремизов.
Совпадение высказываний Кудрина и Путина абсолютно закономерно, потому что экономические взгляды Путина сформировались под влиянием именно Кудрина. И это — большая беда для России, говорит генеральный директор Центра научной и политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.
«Монетаристские взгляды Кудрина, которые транслирует Путин, в том числе о связи инфляции с объемом денег в экономике, — это полнейшая ерунда. Эти ошибки Кудрина стоят России около ста триллионов рублей. В России коэффициент монетизации в разы меньше, чем в ряде стран, где экономическая ситуация существенно стабильнее, чем в России», — сказал он «Ридусу».
То, что сейчас требует Путин от Артемьева, будет означать, вопреки ожиданиям президента, подавление инвестиционного предложения денег и разогрев инфляции, а не наоборот, утверждает Сулакшин.
Но для Путина авторитет Кудрина перевешивает любые другие экспертные оценки, сокрушается Сулакшин. А Силуанов, Улюкаев, Набиуллина эту политику вынуждены проводить в жизнь как члены команды, даже если они ее внутренне не разделяют.
Игорь Серебряный
Источник: ridus.ru