Президент-«хромая утка» окончательно «запутался в показаниях» перед Конгрессом
44-й президент Соединенных Штатов выступил с традиционной ежегодной речью перед конгрессменами. Огромное внимание к этому событию было приковано ввиду того, что это было «прощальное» выступление Барака Обамы перед парламентариями. В ноябре 2016 года граждане США будут выбирать нового главу государства, который в январе 2017 года принесет присягу и вступит в должность.
Как отмечали политологи, речь Обамы должна была стать анализом успехов промахов администрации, как во внутренней, так и во внешней политике. От действующего хозяина Белого дома ждали четких оценок и конкретных направлений, по которым стоит работать Конгрессу и, естественно, будущему руководителю США.
По американской традиции из выступления Обамы сделали шоу в стиле Comedy Club. Сверкая белоснежной улыбкой, Обама появился в зале заседаний под бурные овации. На пути к трибуне он успел пожать руки и расцеловался с десятком присутствующих. Свою речь американский лидер, как обычно, начал с прибауток и псевдофилософских рассуждений о необходимости перемен и движения к новым высотам.
Войной и хаосом
Содержательная часть выступления Обамы состояла из размышлений по поводу четырех основных вопросов, на которые должны ответить Соединенные Штаты. Первые два затрагивали экономику, остальные – внешнюю политику. Наиболее занимательная часть речи президента США касалась проблемы сохранения мирового господства.
Обама пытался предстать перед почтенной публикой миротворцем, но не забывал при этом «размахивать дубинкой». Сначала под аплодисменты он заявил, что Америка должна перестать играть роль «мирового полицейского». Потом хозяин Белого дома с нескрываемой гордостью напомнил, что военный бюджет США превышает расходы на оборону восьми крупнейших государств мира. «Ни одно государство не посмеет атаковать нас или наших союзников, потому что знает, что будет превращено в руины», — провозгласил Обама.
Он похвастался: «Когда речь идет о любом важном международном вопросе, люди всего мира смотрят в поисках лидера не на Пекин или Москву — они звонят нам». По мнению Обамы, обновленная формула лидерства США выглядит так: «рациональное применение военной силы и правильное ведение мирового сообщества за собой».
О роли новых центров силы хозяин Белого дома предпочел умолчать. Видимо, это было сделано неслучайно, потому что тема смещения полюса мирового могущества в сторону стран БРИКС — крайне болезненная для Обамы и всего американского истеблишмента. Америка искренне считает себя исключительным государством, она привыкла быть гегемоном и в роль равного партнера, по крайней мере, публично вживаться явно не собирается.
Но за период правления 44-го президента США о своих великодержавных амбициях и закате эпохи Pax Americana твердо заявили Россия, Индия и Китай. Говорить о многополярном мире еще рано, но ситуация складывается явно не в пользу США. Америку теснят на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Африке. Союзники по НАТО в Европе сохраняют верность своему патрону, но больше не желают безропотно сражаться за чужие интересы.
В таких условиях единственный для Соединенных Штатов шанс на сохранение мировой гегемонии заключается в организации войны и хаоса. Террористическая политика призвана ослабить будущие центры силы и по возможности расшатать стабильность их государственной системы. Каким образом Вашингтон собирается отказываться от статуса «мирового полицейского», совершенно непонятно.
Миролюбивый завет Обамы
На фоне бравады Обамы военным могуществом США миролюбивые задачи больше напоминают пустозвонную декларацию, мантру для дураков, верящих, что Америка даже с помощью бомб приносит счастье и процветание. Видимо неспроста, ссылаясь на опросы общественного мнения, президент США объявил, что имидж страны за период его правления улучшился.
Для американской политический элиты «миролюбивый завет Обамы» должен означать новую идеологему. Однако внятных пояснений американский президент не озвучил, а, судя по последовавшей фразе, Обама попросту запутался в собственных мыслях: «Несмотря на то, что ее экономика сокращается, Россия направляет ресурсы на поддержание Украины и Сирии — государств-клиентов, которые на их глазах ускользают из их орбиты влияния».
Что конкретно имел в виду хозяин Белого Дома, неясно. После госпереворота 22 февраля 2014 года Украина прочно находится в американской сфере влияния. Если говорить про ситуацию в Сирии, то для многих политиков и сторонних наблюдателей очевидно, что с началом военной операции РФ роль нашей страны в ее урегулировании объективно выросла.
Фраза про «государства-клиенты» вызвала справедливое недоумение в публичной среде. Данное выражение отсутствует в тексте опубликованной речи и является экспромтом Обамы. Республиканцев, мечтающих вооружить украинскую армию, задело, что их верного вассала записали в «клиенты» России. Конгрессмен от Иллинойса Питер Роскэм считает это «тревожным знаком», который свидетельствует о непонимании Обамой геополитических реалий. Лидер предвыборной гонки Дональд Трамп и вовсе назвал речь Обамы скучной.
Главная проблема США
Газета Politico напомнила, что согласно опросам, более половины граждан США не одобряют внешнюю политику Белого Дома. Сейчас Обама стремится оставить после себя позитивное наследие, и на этом пути его ожидают большие проблемы, полагает издание. Прежде всего, американцы недовольны тем, как Вашингтон искореняет терроризм. Зная об этом, Обама попросил не преувеличивать значение борьбы с ДАИШ (ИГ, запрещена в РФ).
В этом, казалось бы, очевидном промахе американского лидера есть логика. В своих речах 44-й президент США неоднократно ставил нашу страну (не убившую ни одного американского гражданина) в один ряд с «Исламским государством». Складывается ощущение, что «российская угроза» беспокоит Вашингтон гораздо больше, чем реальные вызовы безопасности, и граждане США, судя по всему, начинают это понимать.
В карьере 44-го президента США, помимо звучавших высокопарных фраз о демократии и бесконечных обвинений в адрес России, есть и вполне здравые рассуждения, претендующие на попытку рефлексии и самоанализа. В середине сентября 2015 года на встрече с предпринимателями хозяин Белого дома неожиданно бросил: «Проблема в нас самих. Мы сами себе вредим». Из контекста беседы следует, что это не была глубокомысленная фраза, а пролог, повод поговорить о проблемах. Тем не менее Обаме следовало бы почаще делать подобные экспромты.
Алексей Заквасин
Источник: rusplt.ru