Состояние 33-летнего Кирилла Шамалова сегодня оценивается в $1,2 млрд. Forbes решил разобраться, как молодому человеку из семьи друга Владимира Путина, возможному зятю российского президента, удалось добиться таких впечатляющих результатов за несколько лет.
Молодой предприниматель
Кирилл Шамалов (на фото слева вместе с заместителем министра топлива и энергетики Кириллом Молодцовым) родился 23 марта 1982 в Санкт-Петербурге в семье врача-стоматолога Николая Шамалова. В 2004 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «юриспруденция». До того, как попасть в поле зрения деловых СМИ, молодой человек успел поработать в «Газпроме» и «Газпромбанке», потом стал экспертом регионального департамента по вопросам военно-технического сотрудничества со странами Западной Европы в ФГУП «Рособоронэкспорт». Он также консультировал департамент экономики и финансов аппарата правительства по вопросам управления госимуществом, приватизации и реформирования госкомпаний. А в 2008 году начал карьеру в «Сибуре», благодаря чему и разбогател.
Правильное происхождение
Николай Шамалов, отец Кирилла, в Петербурге давно был известен как очень влиятельный человек. В 2011 году «Ведомости» со ссылкой на петербургских знакомых Шамалова-старшего писали, что Шамалов знаком с Путиным, по одной версии, с 1980-х гг. «еще по линии КГБ», а по другой — в 1990-е гг., когда уже работал представителем компании Siemens Medical Solutions и занимался поставками германской медтехники. Он занимал эту должность с 1992 по 2008 год.
Правильные соседи
В ноябре 1996 года Путин вместе с Шамаловым и ещё шестью друзьями учредил дачный кооператив «Озеро» на Карельском перешейке, близ поселка Соловьевка в Ленинградской области. В числе соучредителей были будущий президент РЖД Владимир Якунин, будущий председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук, а также братья Фурсенко – Сергей, будущий президент Российского футбольного союза и президент «Национальной медиагруппы» Юрия Ковальчука, и Андрей, будущий министр образования. Председателем кооператива стал Андрей Смирнов, будущий руководитель «Предприятия по поставкам продукции Управления делами президента», а затем и «Техснабэкспорта».
Новые возможности
Некоторые подробности отношений Шамалова-старшего с Владимиром Путиным стали известны благодаря открытому письму бывшего партнера Шамалова Сергея Колесникова (на фото), опубликованного в 2010 году (письмо было адресовано тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву). Колесников вместе с Дмитрием Гореловым был соучредителем холдинга «Петромед», который поставлял импортную медтехнику петербургским больницам; половину акций этого холдинга до 1996 года контролировал Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга — в то время КВС как раз возглавлял Путин).
«В начале 2000 г. г-н Н. Т. Шамалов, представитель компании Siemens по Северо-Западу, обратился к «Петромеду» с предложением от бывшего на тот момент президентом Путина предоставить финансирование для ряда крупных контрактов в сфере государственного здравоохранения, — писал Колесников. — Шамалов сказал, что Путин вызвал его к себе домой для обсуждения некоей деловой возможности, связанной с тем, что он, Путин, стал президентом. Как позднее объяснил Шамалов, условием финансирования этих контрактов Путин сделал перевод «Петромедом» 35% от суммы контракта на зарубежные счета. Нам было сказано, что эти контракты будут финасироваться олигархами, готовыми делать благотворительные взносы, чтобы помочь новому президенту. А деньги, накопленные на зарубежных счетах, будут возвращаться и инвестироваться в российскую экономику под непосредственным присмотром Путина».
«Банк друзей Путина»
В 2004 г. Шамалов вместе с Гореловым стали акционерами банка «Россия» (клиентом которого является Владимир Путин). Источник, близкий к Шамалову, рассказывал «Ведомостям» в 2011 году, что до этой сделки бизнесмен не был знаком с Ковальчуком (хотя они и были вместе соучредителями «Озера»), а «Россия» был самый надежный банк в понимании Шамалова. В 2004–2005 гг. «Россия» провела две допэмиссии, в ходе которых Горелов и Шамалов получили по 12,58% банка, заплатив, судя по отчетам банка, не менее 1,2 млрд руб.
Старший брат
К тому времени хорошую карьеру уже сделал старший сын Николая Шамалова, Юрий, родившийся в 1970 году. Выпускник Высшего военно-морского инженерного училища и Всероссийской академии внешней торговли, Юрий Шамалов в 1993–1995 гг. поработал под руководством Владимира Путина – он был специалистом в отделе развития внешнеторговых связей КВС Петербурга. Потом Юрий по примеру отца занялся медтехникой, причем в той же компании, что и папа: в 1997 г. он стал заместителем директора по сбыту медицинского подразделения Siemens в Москве. Оттуда в 2003 г. он перешел работать президентом негосударственного пенсионного фонда «Газфонд» (активами фонда управляет «Лидер», подконтрольный банку «Россия»).
Первые успехи
Кирилл Шамалов начал двигаться по карьерной лестнице студентом юридического факультета Санкт-Петербургского государственого университета. В 2002 году 20-летний сын Николая Шамалова был назначен главным юрисконсультом по правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности Газпрома. В 2005 году, окончив СПбГУ, Кирилл стал ведущим юрисконсультом юридического департамента Газпромбанка. А в июне 2008 года он получил должность вице-президента «Сибура» по административной поддержке бизнеса.
«Дворец Путина»
Между тем, в 2008 г. на побережье Черного моря возле Геленджика, в поселке Прасковеевка появился огромный дворец – «современный вариант Петергофа», как писал в своем открытом письме президенту Медведеву бизнесмен Колесников. За строительство этого дворца, по его утверждению, отвечал Шамалов (Колесников и Горелов также участвовали в проекте). «Новая газета» публиковала первоначальный инвестиционный договор, согласно которому «комплекс для отдыха» бизнесмены начали строить с конца 2005 г. в партнерстве с управлением делами президента; инвестор получал 70% площадей, управделами – 30%. По утверждению Колесникова, «проект отделки зданий и дизайн интерьеров были утверждены Путиным», и Шамалов периодически отчитывался перед президентом о ходе работ.
После разоблачений Колесникова пресс-секретарь Путина заявил, что Путин никакого отношения к дворцу не имеет.
По данным Колесникова, в 2009 г. геленджикские «объекты и земля» были переведены в собственность компании Шамалова. Инвестиции в проект он оценивал примерно в $1 млрд (включая расходы государственного бюджета на строительство горной дороги, линий электропередачи и специального газопровода). Через несколько недель после публикации открытого письма Колесникова дворец приобрел бизнесмен Александр Пономаренко. Сумма сделки оценивалась в $350 млн. Пономаренко сообщил «Коммерсанту», что эта цифра «близка к правде» и что продавцами были Шамалов и два его партнера.
Удачная женитьба
Информацию о свадьбе Кирилла Шамалова и дочери Путина Екатерине Тихоновой их окружению тоже до поры удавалось скрывать. Журналистам Reuters удалось собрать подробности о событии только к декабрю 2015 года. Источники агентства рассказали, что праздник состоялся в феврале 2013 года на горнолыжном курорте Игора, что в 30 км от дачного кооператива «Озеро». Путин сам нередко отдыхал на этом курорте, а принадлежит «Игора» семье Юрия Ковальчука и кипрскому офшору, состав акционеров которого не разглашается. А рядом с «Игорой» расположено два участка, которые принадлежат ЗАО «Лидер» — его возглавляет старший брат Кирилла Шамалова Юрий.
Молодожены приехали на свадьбу в санях, запряженных тройкой белых лошадей. Программа праздника включала в себя были фигурное катание, лазерное шоу, в ходе которого на снег проецировались имена Катерины и Кирилла, и этно-шоу «Русская деревня». Гости носили белые шарфы, украшенные буквами «К&К», вышитыми красными нитками. На свадьбе было около 100 гостей и множество охранников, и все присутствовавшие сдавали перед входом свои мобильные телефоны.
Ставка на «Сибур»
После женитьбы на дочери Путина Кирилл Шамалов начал скупать акции «Сибура», Первые 4,3% нефтехимической компании он приобрел в 2011-2013 годах в рамках опционной программы для менеджеров «Сибура». А в 2014 году он купил 17% акций у ещё одного друга Путина — Геннадия Тимченко. По словам человека, близкого к сделке, Тимченко продал Шамалову 17% «Сибура», исходя из оценки компании в $10 млрд. Об этом же в интервью «Ведомостям» заявлял президент «Сибура» Дмитрий Конов и в интервью «Коммерсанту» — сам Шамалов. Для покупки 17% акций «Сибура» Шамалов занимал деньги в Газпромбанке. По состоянию на декабрь 2015 года ему принадлежали 21,3% акций «Сибура».
«Дело не в санкциях»
В 2014 году Николай Шамалов вместе с другими давними приятелями Путина – такими, как Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Владимир Якунина и братья Ротенберги – попал под западные санкции после присоединения Крыма к России. Дети этих бизнесменов в санкционные списки не входят (на фото слева от Путина – Роман Ротенберг, вице-президент по маркетингу хоккейного клуба СКА и сын предпринимателя Бориса Ротенберга, на втором плане – Геннадий Тимченко).
Знакомый Кирилла Шамалова в беседе с «Ведомостями» отрицал, что покупка 17% «Сибура» у Тимченко была связана с западными санкциями. «Это могло быть реакцией, если бы Тимченко продал часть своего пакета кому-нибудь другому, а не Шамалову, у которого отец тоже под санкциями», – объяснял он.
Инвестор в IT
Как сообщали «Ведомости», в марте 2014 г. Кирилл Шамалов, ещё будучи вице-президентом «Сибура», стал одним из основателей фирмы «КДС инвест» с долей в 40%. Другие совладельцы с долями по 30% – коллега Шамалова, в то время директор по юридической поддержке «Сибур холдинга» Денис Никиенко и еще один юрист – Сергей Котляренко, известный тем, что управляет активами первого вице-премьера Игоря Шувалова. Было объявлено, что цель новой структуры – инвестиции в ценные бумаги перспективных компаний.
В октябре 2014 г. «КДС инвест» провел первую сделку. Он купил 50% в «Эйти сервисе», входящем в группу AT Consulting. Группа основана в 2001 г. и занимается внедрением и сопровождением информационных систем, управленческим и операционным бизнес-консалтингом и оказывает другие IT-услуги. Среди ее клиентов — МВД, ФСИН, Минздрав, Минкульт, Минэкономразвития, казначейство, Минэнерго, Росреестр, а также, например, подконтрольные государству ВТБ и Сбербанк. По контрактам с «Ростелекомом» AT Consulting участвовала в реализации программы электронного правительства, указано на сайте компании. Доля заказов государственных органов составляет около 20% в общем объеме бизнеса AT Consulting, рассказал «Ведомостям» управляющий партнер и основатель группы Сергей Шилов. Компания была заинтересована в инвестициях и искала партнеров. А предложение «КДС инвеста» оказалось наиболее выгодным, объяснил он. У собственников, продавших долю, было два условия: привлечение инвестиций в развитие и невмешательство новых собственников в операционную деятельность, добавляет человек, знакомый с условиями сделки.
Представитель «Сибура» тогда заявил, что это личные проекты Шамалова и Никиенко, не имеющие отношения к компании, и конфликта интересов в таких инвестициях компания не усматривает.
Виды на будущее
В марте 2015 года стало известно, что Шамалов покидает правление «Сибура», чтобы заняться бизнесом, но остается в совете директоров нефтехимической компании. Для управления своими активами и инвестирования в другие сегменты он создал управляющую компанию «Ладога Менеджмент», которую возглавил уже упоминавшийся Денис Никиенко, тоже покинувший «Сибур».
«Ладога Менеджмент» ищет объекты для инвестирования в IT-индустрии, на рынке инжиниринговых услуг, в сфере переработки полимеров и производства импортозамещающей продукции, которая не конкурирует с деятельностью «Сибура».
Свободные средства для инвестиций у 33-летнего бизнесмена должны быть. В декабре 2015 года Шамалов, по данным источника Forbes, продал менее 1% акций китайской госкомпании Sinopec. Эти акции вошли в сделку по продаже 10% акций «Сибура» китайцам, в ней участвовали и другие крупные акционеры компании – Тимченко и Леонид Михельсон, общая сумма сделки составила $1,339 млрд. В январе 2016 года Forbes оценил состояние Кирилла Шамалова в $1,2 млрд.
Ольга Проскурнина
Источник: forbes.ru