Из КБР выдворяют не по генам, а по паспорту

Из КБР выдворяют не по генам, а по паспорту

Турецкие черкесы попали под кампанию изгнания турок из РФ в связи c внешнеполитическим кризисом.

Черкесские организации будут отстаивать право репатриантов из Турции в Кабардино-Балкарию остаться в России.

Республиканское управление ФМС аннулировало разрешение на проживание в нашей стране группе турецких граждан черкесского происхождения. Им оставалось недолго ждать российского гражданства, но в связи с обострением российско-турецких отношений чиновники решили отыграться на простых людях.

В жерновах внешней политики

России не впервой выгонять из страны граждан государств, с которыми расстроились отношения. В 2008 году в немилость попали грузины, с ноября прошлого года ужесточены правила пребывания украинцев – за исключением жителей Новороссии, а в декабре, после инцидента с российским самолетом на сирийско-турецкой границе, ФМС принялась проверять турецких граждан. Нелегалов нашлось немало. Но под прессинг попали и законопослушные иностранцы, причем не только турецкой национальности.

В Кабардино-Балкарии черкесам-репатриантам из Турции стали приходить уведомления из Федеральной миграционной службы о том, что разрешения на их временное проживание в России аннулированы. Глава Краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ Хасэ» Аскер Сохт получил копии заявлений о таких прецедентах.

Без вида на жительство и разрешений эти турецкие черкесы не имеют права находиться в России, то есть фактически их хотят подвергнуть депортации, которую пережили их предки в результате победы России в Кавказской войне XIX века.

 «Они живут здесь по пят-семь лет. Это люди, которые переселились на территорию Российской Федерации с семьями, ведут здесь трудовую деятельность, имеют здесь легальный статус, двигаются к получению гражданства России, – рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа Аскер Сохт. – Это жители России. У них дети здесь ходят в школы, учатся в вузах. Многие обзавелись недвижимостью, получили легальный правовой статус в Российской Федерации. Как они могут отсюда уехать? Как может ребенок, который с первого класса учился в российской школе, вернуться в Турцию? Ведь он не знает турецкого языка…»

От любви до ненависти

В Турции проживают порядка семи миллионов черкесов – больше, чем в любой другой стране мира. Даже в России, на исторической родине, их в несколько раз меньше. 

Правда, в Турции не все они владеют родным языком. По данным нашего собеседника, порядка трех миллионов черкесов в Турции сохранили этническое самосознание. На родном языке говорит в основном старшее поколение. Молодежь его знает гораздо хуже.

В последние годы отношения у российских черкесов с диаспорой в Турции развивались бурно. Адыгейская молодежь из Турции поступала в российские вузы. Для этого министерство образования России выделяло им федеральные квоты в Кабардино-Балкарском государственном университете, в Адыгейском госуниверситете, в Майкопском технологическом университете. Много турецких адыгов учится в московских и краснодарских вузах.

В Турцию также ездили по обмену дети российских адыгов. Сюда приезжали представители турецких НПО. Российские неправительственные организации – частые гости в Турции. Активно работали турецкие предприниматели. Заключались межмуниципальные соглашения.

«Положительный формат российско-турецких отношений активизировал сотрудничество с Турцией, – отмечает Аскер Сохт. – Из Турции в Краснодар ежедневно было два авиарейса в день. Самолеты прилетали в Нальчик, в Минеральные воды. Люди свободно перемещались. Многие оставались, другие возвращались.

Учитывая 30-миллиардный товарооборот и наличие российско-турецких компаний, интерес к образованию в России и знанию адыгского и русского языка у черкесской диаспоры возрастал. Многие российские предприятия, например, Сбербанк, Роснефть, Росатом, Газпром присутствуют на турецком рынке.

Там нужны специалисты, которые владеют турецким и русским языком. Такая же потребность у строительных организаций. Поэтому многие посылали детей учиться в Россию. Порядка полутора тысяч человек за 20 лет осели здесь, получили гражданство».

Те турецкие черкесы, которым запретили жить в России сейчас, просто не успели получить российские паспорта, потому что это долгий процесс. Он занимает семь лет.

Если бы это был единичный случай, можно было бы предположить, что выявлены нарушения законодательства. Однако в одночасье значительное количество людей не могут стать правонарушителями. В Краснодарском крае, Адыгее, КЧР у черкесов из Турции нет проблем. Они работают, обучаются в школах, колледжах и вузах. Жизнь течет своим чередом.

– Это самая настоящая кампанейщина, – уверен глава черкесской организации. – Эти люди не имеют отношения к кризису российско-турецких отношений. Они давно стали частью нашего общества. Они были близки к тому, чтобы получить российское гражданство – и тут им говорят: «Возвращайтесь в Турцию». Это абсурд, поэтому федеральные и региональные органы власти должны вмешаться и остановить произвол.

Сейчас, по словам Аскера Казбековича, в Россию собирается приехать делегация Федерации Кавказских обществ Турции. Планируется поднять этот вопрос также вместе с Международной черкесской ассоциацией. Общественники обратятся к главе КБР, чтобы он вмешался и не допустил депортацию турецких черкесов из России.

Если это не поможет, по каждому случаю будет судебное разбирательство, апелляции к президенту России, обращения в МИД РФ, правительство, во все возможные инстанции.

Шерстят не только КБР?

По словам лидера краснодарского «Адыгэ Хасэ», на Кубани, в Адыгее и Карачаево-Черкессии никаких препон для турецких репатриантов черкесского происхождения нет. Декабрьская информация о том, что в Адыгее их принуждали сдать турецкое гражданство, как уверяет Аскер Сохт, была ложной.

«Это не соответствует действительности , во-первых, потому что из турецкого гражданства выйти практически невозможно. Этому противодействует Генеральное консульство Турции. Во-вторых, все репатрианты давно обратились с соответствующими документами о выходе из гражданства Турции в Генеральное консульство Турции. Никаких претензий к этим людям быть не может», – пояснил собеседник КАВПОЛИТа.

«Мне известны случаи когда граждане Турции черкесского происхождения многократно обращаются в Генеральное консульство Турции с заявлением о выходе из гражданства Турции, обращаются в МИД РФ за содействием, в судебные органы в связи с противодействием Генерального консульства Турции выходу их из турецкого гражданства», – добавил Аскер Сохт.

Свернутое в конце прошлого года межвузовское сотрудничество Адыгеи и Турции, по его данным, возобновлено. После Нового года адыгейские преподаватели вернулись в Стамбул и продолжают работать.

Кроме того, в декабре сообщалось о проверках деятельности черкесских предпринимателей из Турции. В результате одной из них Аднан Хуаде, переехавший в Адыгею лет 20 назад и имевший двойное гражданство, попал под арест на 15 суток.

Как сообщил КАВПОЛИТу председатель городской организации Майкопа «Адыгэ Хасэ-Черкесский парламент» Заур Чундышко, в магазин предпринимателя, где продавались ковры, с внеплановой проверкой явились сотрудники ФНС и ФСБ.

«Якобы они пришли по заявлению какого-то покупателя. Но оно было фиктивным, потому что адрес его проживания совпадал с адресом следственного управления по республике Адыгея, – уточнил общественник. – Прошли суды. Его дочери и продавщице дали по 15 суток административного ареста. Верховный суд республики сбавил эти сроки, и они фактически их уже отбыли, пока шло разбирательство.

Девочки, которые ни разу в жизни не привлекались, тоже отсидели в обезьяннике, подверглись унижениям. Мы подготовили обращение на имя руководителя “Адыге Хасе”. Общественная палата республики намерена вынести это дело на слушания в Общественной палате России».

По сведениям Аскера Сохта, в этом прецеденте были виноваты и владельцы магазина, так как силой выставили проверяющих, а не оспорили их действия в суде, как положено по закону. Он полагает, что это был единственный подобный эпизод с турецкими репатриантами в Адыгее. «Я осуждаю арест девушек. Это было жестоко. Можно было и наложить штраф, но отрицать и долю их вины нельзя», – пояснил глава «Адыге Хасе».

Кавказская Федерация (КАФФЕД) сразу после инцидента с самолетом посетила посольство России и выразила соболезнования и солидарность с РФ. Об этом сообщает официальный пресс-релиз организации на ее сайте.

«Мы действия Турции тоже осуждаем. Мы считаем эпизод с самолетом прямым нападением на нашу страну. Это бесчеловечный акт, – подчеркнул Заур Чундышко. – Но после этого начали давить на репатриантов, которые прожили здесь по 20-25 лет, ущемлять студентов. Есть установка, что если есть задолженность, за которую к нашему студенту можно проявить снисхождение, то турецких граждан надо отчислять. Если он отчислен из вуза, а въехал по учебной визе, он будет вынужден автоматически выехать на Родину».

 «В настоящее время правительство Турции санкционировало перевод студентов из Турции обучающихся в российских вузах на профильные факультеты вузов Турции. Многие родители студентов обучающихся в России встревожены и уговаривают своих детей вернуться в Турцию и продолжить обучение там. Это будет для нас просто катастрофой», – считает Аскер Сохт.

«Неимоверные усилия последних двух десятилетий по налаживанию процесса обучения наших соотечественников в России просто рухнут. В долгосрочной перспективе это будет иметь крайне негативные последствия», – уверен собеседник КАВПОЛИТа.

Также в сложную ситуацию попали иностранцы, прописанные в Доме адаптации репатриантов. Это более 200 человек, которым в авральном порядке рекомендовали сменить место регистрации.

«Нам пришлось подключиться. Кого смогли, прописали в частных домах у себя», – отметил председатель майкопского «Адыгэ Хасэ-Черкесского парламента».

Скорее всего, турецкие черкесы в России случайно попали в жернова большой политики. Они ведь, как правило, имеют родственные связи в Турции. Видимо, по аналогичным причинам в той же Кабардино-Балкарии заморожена работа организации турков-месхетинцев, хотя они имеют российское гражданство.

Светлана Болотникова

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий