30 декабря среди евроньюсовских итогов 2015 года мелькнула новость: судьи американского Кливленда признали невиновными полицейских, застреливших подростка с игрушечным пистолетом. Кадры: суду предъявляют ту игрушку и боевой пистолет, отличить одно от другого с двух шагов невозможно. Тогда кто виновник убийства? Китайские производители пугающе качественных игрушек?
Говорят, в древних цивилизациях, погребая царей, перестали приносить в жертву живых слуг, наложниц, воинов (эскорт в загробных странствиях), когда научились делать скульптуры, схожие с изображаемым оригиналом. Например, так объясняют появление знаменитой китайской «терракотовой армии». Когда фигурки стали «как живые», настоящих живых можно было уже не резать, укладывая вокруг почившего императора. А теперь получается, что дальние потомки «сэкономленных» китайских воинов мастерят игрушки-подделки, которые тем, что они «как настоящие», сгубили кливлендского подростка. (Тот, правда, был чернокожим… возможно, в глазах американских полицейских это повредило ему больше всего).
Еще из новостей года, удостоенных ТВ-анонсов: где-то в июне 2015-го один японец в приступе то ли гнева, то ли ревности «убил», в смысле разорвал, свою искусственную надувную женщину. Сие прекрасно совмещается с потоком «новостей науки и техники» о новейших достижениях в этой сфере: теплые на ощупь, говорящие, уже с небольшим искусственным интеллектом, разнообразно двигающиеся… Не принесет ли Эпоха подделок и реконструкций новость противоположного свойства – убийство клиента силиконовой красоткой, запрограммированной на «женщину-вамп», «строгую госпожу»… Оставляю этот сюжет тем, кто задумает ремейк «Восстания машин». Тем более что профессии «механических слуг» суть отражение реальных потребностей, высвобождаемых страстей.
Другая сторона «эпохальной» (для Эпохи подделок и реконструкций) тенденции: перекладывая с людей на технику все больше боевых функций (телеуправляемые танки, беспилотники), люди хотят оставить себе игры в войну. Посмотрите хотя бы, с каким упоением уже не первую неделю «эксперты» всех мастей смакуют гипотетические последствия гипотетической горячей войны между Саудовской Аравией и Ираном …
А если вернуться к вещицам «made in China», то в числе новостей, которыми в 2015 году СМИ с особой страстью кормили читателя, можно выделить нечто столь же искусственное, приближающее (стараниями журналистов и политологов) конфликт посильнее, чем из-за кливлендского пистолета… Я говорю о ставших уже знаменитыми «искусственных островах» в Южно-Китайском море. Обвинение шефа Пентагона Чака Хэйгела «Пекин активно присваивает земли в различных регионах», может, и грешит извращением фактов, зато подкреплено посылкой эскадры. И те же политологи, которые предлагают считать главным конфликтом XXI века американо-китайский, называют «украинскую игру США» средством оторвать интересы России в этом конфликте от интересов потенциального китайского союзника .
Я в свою очередь мог бы подсказать ход, отвлекающий от китайского производства островов пристальные и недоброжелательные взгляды. Изготовление моделей островов, знаменитых во всём мире! Всё равно ведь, каким рисунком насыпать грунт, как называть получившееся изделие — так пусть это будут Кипр, Сицилия, Крит, Манхэттен, Корсика… Ибица, конечно. Представьте: знакомые всему цивилизованному миру очертания, видимые с самолётов и выше. Сейчас, говорят, единственное человеческое сооружение, различимое из космоса, – Великая китайская же стена. А тут из пены морской восстанут знаковые в мировой истории Лесбос (оригинал все равно захвачен арабскими беженцами), Британские острова… В Южно-Китайском море, если примерить, уместилась бы копия Британских островов даже в натуральную величину!
Если на нынешних безымянных, лишь пронумерованных островках могут поместиться лишь военные базы и аэродромы, то на Новом Кипре, Новой Сицилии хватило бы мест для гостиниц, пляжей, казино. И вместо попреков в «милитаризации Южно-Китайского моря» все сказали бы привычно: «А, ну это искусство китайских мастеров»! Если сейчас в Лондоне все сувенирные изображения Биг Бэна, Тауэра, Вестминстерского аббатства – «made in China», то на Новой Британии будет, конечно, и Нью-Лондон. Не должно быть проблем и с брендами: издавна в бассейне Тихого океана новооткрытым островам присваивали имена Новая Зеландия, Новая Гвинея… сей юридический прецедент можно распространить и на острова новонасыпные.
Ушедший, 2015 год добавил целый лес примеров смешения настоящих вещей с игрушками, оригиналов – с копиями, событий – с реконструкциями. Некоторые выглядят зловеще… Летом в Германии арабских беженцев как «перемещенных лиц» впервые с 1945 года заселили в Бухенвальд, в его знаменитые мемориальные бараки. А если копнуть на поле дипломатии, то отыщутся «реконструкции» и политических предпосылок этого «Бухенвальда-2»: заигрывание со «своими» террористами, Бжезинский в кругу основателей «Аль-Каиды», Маккейн на дружеском фото вместе с главарями ИГ, выбор стран-мишеней (Ливия, Сирия) – ну чем не реконструкция Мюнхена-1938?!
…К примерам 2015-го с разоблачениями подделок картин Матисса, Пикассо, Ван Гога можно добавить выразительный случай НЕразоблачения. В Майами Бич на ярмарке современного искусства Art Basel ссора между кураторами переросла в драку с использованием холодного оружия. Посетители, стоявшие в двух шагах, безмятежно созерцали происходившее, до последнего момента уверенные, что это заранее подготовленный перформанс.
Так что, если на тех гипотетических насыпных Британских островах в Южно-Китайском море случится гипотетический конфликт, у туристов, бродящих по Нью-Лондону, первой реакцией на звуки бомбёжки будет: «Эх, видно, придётся раскошелиться ещё и на реконструкцию Битвы за Британию -1940!»
Игорь ШУМЕЙКО
Источник: fondsk.ru