Россия сталкивается с острой конкуренцией на мировом рынке сжиженного природного газа.
США стали экспортером сжиженного природного газа (СПГ), спрос на который в мире продолжает расти. Вблизи порта Нью-Орлеан (на юге штата Луизиана), по данным «Financial Times», танкер «Energy Atlantic» загружается первой крупной партией СПГ для поставки в Японию. О подобных контрактах с США уже объявлено почти в 10 странах, в основном восточноазиатских.
При этом не скрывается, что начало экспорта СПГ из США усилит конкуренцию на газовом рынке «и помешает конкурентам построить СПГ-заводы и терминалы на восточном побережье Африки (Мозамбик, Кения.), в России и на тихоокеанском побережье Канады».
Отметим, что экспорт американского СПГ начался в период снижения мировых цен на газ, а это, по многим оценкам, способно существенно понизить рентабельность четырех российских СПГ-проектов (кроме «Ямал-СПГ»).
К тому же из-за технических и финансовых проблем в 2014-2015 гг. были приняты решения об уточнении сроков реализации этих проектов. Получается, что для американцев важны не столько высокие мировые цены на газ, сколько возможность остановить, таким образом, российские проекты со всеми, как говорится, вытекающими последствиями для России.
Так это или иначе, но пока в соответствии с графиком реализуется только проект «Ямал-СПГ». Ввод в действие его первой очереди по-прежнему запланирован на 2017 год. К тому же в РФ работает всего один СПГ-завод – на Сахалине. США же, по многим экспертным данным, уже к 2020 году станут третьим по объемам экспортером сжиженного природного газа после Катара и Австралии. Основными его получателями будут Япония, Южная Корея и ряд стран Евросоюза, включая, например, Великобританию. При этом доказанные запасы природного газа в США, по оценкам «Бритиш петролеум», ныне достигают 10 трлн кубометров. С учетом разведанных запасов этот показатель может составить почти 15 трлн. Его внутреннее потребление тоже растет, но менее высокими темпами, чем прогнозировалось ранее.
Это связано и с тем, что в США быстро растет спрос на возобновляемые энергоресурсы и продукты их переработки, особенно на топливный этанол (вырабатываемый из излишков растениеводческого, лесопромышленного сырья и отходов его переработки), продолжает увеличиваться спрос и на электромобили. Государство и власти штатов всячески стимулируют производство и использование продуктов альтернативной энергетики, сокращающих уровень загрязнения окружающей среды и потребности в нефти. По объемам производства, использования топливного этанола и парку электромобилей США ныне лидируют в мире.
Долгосрочная стратегия по развитию производства и экспорта сжиженного природного газа была разработана в США еще в середине 1940-х – первой половине 1950-х.
Уже тогда американские эксперты на основе тщательного анализа трендов в промышленности и энергетике США и всего мира пришли к выводу, что не сырой, а именно сжиженный газ, то есть газовый продукт с высокой добавленной стоимостью, через 15-20 лет будет всё более востребованным. И стали готовиться к этому периоду, поэтапно создавая производственные, затем и экспортные СПГ-мощности/объекты. Похоже, американцы не ошиблись.
Примерно в тот же период и в СССР обсуждались вопросы развития производства СПГ. Но только после 2000 года в России приступили к реализации схожих проектов, хотя мировой рынок этого продукта уже был распределен среди конкурентов. Более того, уже со второй половины 1960-х начались первые крупные поставки СПГ из Алжира и Юго-Восточной Азии, затем из Катара, карибского Трининдада и Тобаго. Несколько лет тому назад – из Австралии, а теперь из США… Хотя еще в 1944 году, когда в американском штате Огайо ввели в действие построенный двумя годами ранее первый в мире завод по производству СПГ (в основном из канадского сырья), в СССР была создана правительственная комиссия под руководством Михаила Сабурова, зампреда союзного Совнаркома, по изучению возможностей аналогичного советского производства.
В 1949 году комиссия пришла к выводу, что в СССР наиболее оптимальным сырьем для СПГ, который будет в основном экспортным продуктом, является газ Нижнего и Среднего Поволжья. А размещение там СПГ-объектов было бы выгодно и географически, поскольку они находились в центральном регионе СССР. Что позволяло обеспечивать сжиженным природным газом другие регионы страны и экспорт СПГ без больших расстояний, то есть экономить на транспортных расходах.
Экспортировать этот продукт планировали через Астрахань или Новороссийск. К осени 1953-го планировалось утвердить окончательный вариант, как сейчас говорят, СПГ-кластера – южнее г. Куйбышев или вблизи Астрахани.
Но весной того же года этот наш проект, как и многие другие индустриальные планы, был отменен. А в США данная отрасль продолжала и, как видим, продолжает развиваться.
Вдобавок в середине 1960-х – начале 1970-х гг. крупные СПГ-заводы и терминалы с помощью Франции и США были созданы в Алжире, Ливии, затем в ряде стран Юго-Восточной Азии, Карибского бассейна, Катаре, Австралии. Кстати, первый танкер, способный транспортировать СПГ из США на дальние расстояния, был построен в той же Луизиане (на верфях Нью-Орлеана) еще в 1959 г.
Теперь Россия сталкивается с острой конкуренцией на этом рынке. К тому же до 2014 года в российском секторе СПГ использовались почти исключительно импортные технологии. Введенные западные санкции и девальвация рубля затрудняют теперь реализацию СПГ-проектов, как и других высокотехнологичных проектов России. Вместе с тем, по прогнозам, к 2017 г. доля СПГ на мировом газовом рынке может составить 20%. И где здесь найдется место для России?
Игорь Плянко
Источник: stoletie.ru