Банк Шотландии (RBS) выдал своим клиентам пугающую рекомендацию: «продавайте всё». Банк предполагает, что уже в этом году может начаться к глобальный дефляционный коллапс, во время которого рынки акций могут рухнуть, а нефть имеет шансы подешеветь до отметки в 16 долларов за баррель.
Для понимания серьёзности прогноза — Банк Шотландии (RBS) — это весьма солидная международная организация с активами в 2 трлн долларов, которая стабильно входит в двадцатку главных банков планеты:
Банки, особенно банки такого размера, очень не любят выглядеть глупо и попадать пальцем в небо. Можете быть уверены, что если уж RBS сказал клиентам «продавайте всё», значит, банк считает сценарий катастрофы базовым.
Пророчество банка обсуждается сейчас в большом количестве деловых СМИ, включая британский The Telegraph и американский Bloomberg:
Разумеется, далеко не все эксперты готовы поддержать пессимизм шотландцев — и это логично. Было бы странно, например, если бы лозунг «продавайте всё» подхватили связанные с властями США структуры — тогда масштабная распродажа на фондовых биржах началась бы немедленно.
Однако многие всё же соглашаются, что мнение шотландцев имеет право на жизнь. Напомню, шотландцы отнюдь не находятся в гордом одиночестве и даже не являются первыми крикнувшими «король голый». Достаточно сказать, что сам Джордж Сорос — главный биржевой спекулянт нашей планеты — предупредил несколько дней назад на экономическом форуме в Шри-Ланке о новом кризисе на финансовых рынках:
Что же конкретно прозревают сейчас шотландские банкиры? Вот мой грубый перевод статьи из The Telegraph, на которую я уже ссылался выше:
RBS посоветовал клиентам готовиться к «катастрофическому году» и к глобальному дефляционному кризису, предупреждая, что глобальные рынки акций могут упасть на 20%, а нефть может опуститься в цене до 16 долларов за баррель. Кредитная команда банка заявила, что рынки подают стрессовые сигналы подобные тем, которые наблюдались перед кризисом Lehman Brothers 2008 году. «Продавайте всё, кроме высококачественных облигаций. Это не вопрос доходности с капитала, это вопрос возврата капитала. В переполненном зале выход тесен», — говорится в заметке для клиентов.
Эндрю Робертс, глава исследовательского направления банка по Европейской экономике и ставкам, заявил, что мировая торговля и глобальный рынок кредитов сокращаются, что создаёт неприятный коктейль для корпоративных балансов и доходов по акциям. Это особенно зловеще, если учесть, что глобальные ставки по кредитам достигают рекордных максимумов.
«Китай начал глобальную коррекцию, и она может превратиться в снежный ком. Акции и долги стали очень опасными, и мы едва только начинаем возвращаться в «убежище Златовласки» последних двух лет.
Сделаю тут небольшое пояснение. У английской сказки про Златовласку (Goldilocks and the Three Bears) есть русский аналог: сказка про Машу и трёх медведей.
В английском варианте девочка Златовласка забирается в логово к медведям и начинает там орудовать. Вначале она находит кашу в трёх мисках. В первой миске каша оказывается слишком горячей, во второй — слишком холодной. В третьей миске находится каша нужной температуры, и Златовласка её с аппетитом съедает. Дальше Златовласка аналогичным образом пробует посидеть на разных креслах и, наконец, ложится в кровать медвежонка — не слишком жёсткую и не слишком мягкую для девочки:
Когда англичане упоминают в разговоре Златовласку, они обычно имеют в виду некую «золотую середину» — кашу, которая не слишком горяча, но и не слишком холодна. В русской сказке такого нет: Лев Толстой в своём переводе изменил алгоритм поведения Маши, и Маша у Льва Толстого всегда выбирала не средний, а самый маленький предмет из трёх.
Так вот, заканчивая лирическое отступление, «экономика Златовласки» — это экономика, которая недостаточно горяча, чтобы в ней началась инфляция, но и недостаточно холодна, чтобы в ней началась рецессия. Последние годы экономики стран Запада пытались держаться в этом сужающемся коридоре между Сциллой и Харибдой, однако сейчас, как и ожидалось, коридор стал слишком узким, чтобы можно было двигаться по нему дальше:
Цитирую The Telegraph дальше:
Мистер Робертс ожидает, что Уолл-стрит и европейские биржи упадут на 10-20%, а индекс FTSE просядет ещё сильнее, так как в нём велика доля энергетических и сырьевых компаний. «Лондон уязвим для негативного шока. Все эти люди, которые сидят „вдолгую“ в акциях нефтяных и добывающих компаний, рассчитывая, что их дивиденды в безопасности, скоро обнаружат, что они вовсе не так безопасны», сказал он.
Цены на нефть Brent продолжат снижаться после пробоя технического уровня в $34,4 за баррель, заявил RBS, при этом фигура «медвежий флаг» и уровни Фибоначчи указывают на пол в $16, на уровень, который последний раз наблюдался во время кризиса в Восточной Азии в 1999 году. Банк считает, что парализованный ОПЕК похоже не способен отреагировать на углубляющееся замедление в Азии, в регионе, ситуация в котором сейчас определяет глобальный спрос на нефть.
Morgan Stanley [Здесь The Telegraph приводит мнение уже другого банка, — прим. О.М.] также понизил свой прогноз по ценам на нефть, предупредив, что смесь Brent может упасть до $20 за баррель, если доллар продолжит укрепляться. В этом прогнозе утверждалось, что так сильно зависит от доступности заёмных средств, что её цена фактически привязана сейчас к валютным курсам.
Отмечу, что я не вижу причин возразить аналитикам. Цены на нефть и вправду сейчас полностью зависят от доллара, и я совершенно не удивлюсь не только уровню в 16 долларов за баррель, но и даже уровню в 5-10 долларов за баррель.
Вместе с тем я удивлюсь очень сильно, если такие уровни сохранятся дольше нескольких месяцев — так как значительная часть производителей нефти уже давно работает себе в убыток, и в какой-то момент этим производителям придётся просто законсервировать скважины и объявить о банкротстве.
Теоретически, конечно, можно рассмотреть сценарий тотальной катастрофы, во время которой в руины превратится большая часть мировой экономики, и потребность планеты в нефти временно снизится… но я всё же надеюсь, что до этого дело не дойдёт.
Снова цитирую The Telegraph:
RBS сообщил, что эпицентром глобального стресса является Китай, где основанный на долгах рост экономики достиг точки насыщения. Страна сейчас столкнулась с утечкой капитала и нуждается в «драматическом ослаблении» своей валюты. С этой точки зрения следующий этап разворачивающейся глобальной драмы будет вероятно разыгрываться быстро и яростно.
«Мы сильно сомневаемся, что власти [Китая] смогут выиграть время путём включения такой тяжёлой артиллерии как сокращение требований к коэффициенту резервирования, урезания ставки и облегчения фискальной политики», — сказал он.
Мистер Робертс сообщил, что англосаксонские банки завершили цикл ужесточения кредитной политики. Банк Англии больше не будет повышать ставку, пока не наступит спад в экономике, а следующим действием ФРС США может стать унизительная смена курса в виде понижения ставки.
Если вы регулярно читаете мои статьи на экономические темы, вы знаете, что я давно уже указываю на неумолимое сползание Америки в сторону ПОПС, в сторону политики отрицательных процентных ставок. Вслед за декабрьским повышением ставки ФРС США может уже в январе-феврале решиться на её понижение: или обратно до 0,25%, или даже ещё ниже, до отрицательных величин. Как видите, мистер Робертс из Банка Шотландии — безо всякого сомнения куда как более информированная и авторитетная фигура, нежели скромный блогер из Санкт-Петербурга — солидарен со мной в этом вопросе.
Собственно, оно и неудивительно: пример других стран, которые зашли по кривой дорожке дешёвых денег немного дальше, показывает, что выход из зоны отрицательных ставок у западных экономик ровно один — вперёд ногами. Например, швейцарская финансовая система уже превратилась в настоящий театр абсурда — так, власти одного из кантонов Швейцарии просят сейчас жителей максимально отсрочить (!) уплату налогов:
Проблема в том, что процентные ставки в банках сейчас отрицательные, и если власти получат налоги раньше, то часть денег просто испортится — как если бы налоги в Швейцарии платили не франками, а, скажем, молоком альпийских коров.
Внимательный читатель задаст на этом месте вопрос: какой же смысл клиентам Банка Шотландии судорожно сливать свои акции, если дальше всё равно ожидается включение ПОПС, после которого фондовый рынок должен снова направиться наверх?
Действительно: лавина дешёвых денег, которая хлынет на рынок после того как ФРС США снова понизит ставку, должна теоретически подарить финансистам ещё несколько сладких месяцев биржевого роста и высоких цен на сырьё (в том числе и на нашу родную нефть). Однако ведь в тот момент, когда Джанет Йеллен заявит, что ФРС собирается опустить ставки обратно вниз, никто не помешает Банку Шотландии выступить с новым заявлением: дескать, дорогие клиенты, ситуация на рынке изменилась, и самые рисковые инвесторы могут теперь снова попытаться аккуратно поиграть на бирже.
Конечно, ПОПС станет лебединой песней американской финансовой системы, новое QE почти наверняка закончится живительной гиперинфляцией… но пока что клиентам Банка Шотландии рассуждать об этом преждевременно: они ещё десять раз за это время успеют поперекладывать свои денежки из актива в актив.
Теперь скажу пару слов по поводу переполоха, который наблюдается на американских биржах последние несколько дней. Посмотрите, пожалуйста, как развивался биржевой крах в 1929-1930 годах:
Несложно заметить, что обвал произошёл не за один день и даже не за одну неделю — бирже потребовались годы, прежде чем она достигла в 1932 году своего дна. По дороге на дно биржа то падала, то росла, то снова падала, и много раз трейдерам казалось, что уж теперь-то это точно разворот, и много раз трейдеры рвали волосы у себя на голове, когда их прогнозы оказывались неверными.
Трейдерам казалось, что индекс обречён падать, а он отрастал в полтора раза за полгода, трейдеры полагали, что дальше индекс пойдёт в рост, но индекс падал вниз, и останавливался только после того, как худел в несколько раз… Общее направление — вниз — вполне было предвидеть ещё в начале кризиса, но вот дорогу, по которой рынок будет двигаться ко дну, большая часть игроков угадать не могла.
Вернёмся теперь в наши дни. Да, действительно, в первые дни января 2016 года индекс S&P 500 стремительно шёл вниз. Да, действительно, на этой неделе падение остановилось: индекс топтался на месте и даже несколько подрос. Однако если вам только дороги ваши нервы, не гипнотизируйте биржевые котировки и не пытайтесь делать далеко идущих выводов из мелких колебаний такого рода. Абсолютно невозможно сказать, куда сегодня вечером двинется стоявший вчера на месте рынок — это рулетка практически в чистом виде.
Также на всякий случай выдам ещё одно предостережение. Сейчас каждый интересующийся политикой и экономикой человек поневоле вынужден вникать в скорбное положение дел на американских биржах — и у некоторых может возникнуть искушение лично поучаствовать в творящемся непотребстве, поставив, например, некоторую сумму на тот или иной исход событий.
Так вот, господа, игра на бирже — весьма сложное и не особо благодарное занятие. Тем, кто хочет сколотить на бирже хорошие деньги, нужны мощный интеллект, железные нервы и конская удача — особенно в том случае, если у игрока нет хорошего старта в виде доставшихся от родителей связей и капиталов. При этом конкретно сейчас — когда биржи трясутся от страха перед ожидаемым схлопыванием — выиграть что-либо на бирже особенно тяжело, а вот проиграться по неопытности, напротив, можно в пух и прах.
В общем, если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Я вас предупредил.
Фриц Моисеевич Морген
Источник: cont.ws