Одна из крупнейших стран мира – в перспективе, безусловно, великая держава – Бразилия возникла первоначально из ничего, просто на бумаге.
К моменту открытия Колумбом Америки Португалия была одной из могущественных морских стран мира. Ее моряки глубже других заплывали в просторы Атлантического океана, они уже открыли Азорские острова. Поскольку они несли во вновь открытые земли также и католическую веру, то Папы Римские были особенно благожелательно расположены к португальским колонизаторам. Ватикан авансом признавал за ними права на земли, простирающиеся на запад от Азорских островов до самой Индии.
Колумб спутал все карты, когда стал первым европейцем, ступившим на земли американского континента. Римской курии пришлось вносить изменения в свою первоначальную позицию. По предложению Папы Александра VI в 1494 году в испанском городе Тордесильяс состоялись переговоры между Испанией и Португалией, которые завершились подписанием договора о дележе еще не завоеванных земель в Новом Свете по меридиану, проходящему примерно по 49 градусу 33 минуте западной долготы. Тогда никто из участников не представлял себе размеров континента, не догадывался о существовании Тихого океана. Это была самая приблизительная договоренность, которая положила начало формированию Бразилии – настоящего бриллианта в короне португальской колониальной империи.
В своем развитии страна прошла все этапы государственного формирования: была и классической колонией, а во времена наполеоновской оккупации Пиренейского полуострова португальский король перебрался в Бразилию и превратил ее в самостоятельное королевство. Потом стала республикой в самых разных видах – от военных диктатур до левоцентристских режимов.
Неуклонно росло население страны, увеличивалось ее богатство.
Сегодня Бразилия – одно из крупнейших государств мира с молодым и быстро растущим населением (около 200 миллионов человек), по объемам ВВП она занимает 6-7 место в мире, находясь рядом с Великобританией.
Среди своих латиноамериканских соседей это вообще супердержава, она одна производит 40% ВВП, 60% всей промышленной продукции южноамериканского континента. Страна освоила производство современных самолетов, автомобилей, морских судов, но все-таки остается в основном поставщиком на мировой рынок сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности. Два ведущих экспортных товара – железная руда и соя. В целом же, 60% экспорта – это сырье и полуфабрикаты. Именно поэтому экономика Бразилии, как и других развивающихся стран, в огромной степени зависит от колебаний цен на мировых рынках на ее экспортные товары.
С 2000 до 2014 год, под влиянием быстрого роста экономики Китайской Народной Республики, спрос на сырье на мировом рынке держался на высоком уровне, и цены были стабильными. Китай – основной внешнеэкономический партнер Бразилии, на него приходится почти 16% всего товарооборота. В этот период экономика страны скакнула вперед, ежегодный рост ВВП составлял не менее 5%. Во главе государства в эти годы стояли и стоят политические силы, представленные левоцентристской Партией трудящихся. В 2003-2011 годах президентом страны был Лула да Силва, его сменила победившая на выборах Дилма Руссефф (на фото).
Правительство в целом вело политику, направленную на расширение внутреннего потребления – как рычага для роста производства – и снижение налогового бремени для широких слоев населения, вводило льготы для желающих получить образование, совершенствовало систему здравоохранения, в том числе – приглашая в страну кубинских специалистов-медиков.
Власти готовили планы по развитию инфраструктуры, были приняты законы о предоставлении концессий на строительство дорог, аэродромов, более 40 миллионов граждан пополнили ряды среднего класса.
Никто не «прижимал» и крупный капитал: по числу миллиардеров Бразилия, например, превосходит Великобританию или Японию.
Длительное время экономическое развитие страны тормозилось нехваткой природных энергоносителей – нефти и газа. Талантливые и предприимчивые бразильцы одними из первых в мире занялись серьезными поисками заменителей бензина для двигателей внутреннего сгорания, и вскоре страна вышла на второе место мире по производству этанола из сахарного тростника. Стали выпускаться моторы, приспособленные к работе на таком топливе, в период высоких цен на нефть это было частичным решением вопроса.
Бразилия – одна из самых передовых стран в мире по использованию гидроресурсов для производства электроэнергии, более 80 ее процентов дают речные электростанции. Параллельно велись интенсивные поиски месторождений нефти, которые, в конце концов, увенчались успехом. Сейчас страна полностью обеспечивает свои потребности в нефти и даже экспортирует часть ее в США. Открытые в 2007 году крупные залежи нефти на континентальном шельфе страны оцениваются в 50 миллиардов баррелей, но добыча затруднена тем, что они лежат на глубине в 6 тысяч метров и закрыты толстым слоем соляных отложений и скальных пород. Их освоение – дело времени и технического прогресса. Была разработана программа по использованию атомной энергии. Планировалось до 2020 года построить более полутора десятков АЭС, но сейчас энтузиазм несколько поутих из-за трудностей в экономике.
Одним словом, нынешняя Бразилия – это развивающееся по всем параметрам государство с огромными демографическими и природными ресурсами, с растущим авторитетом в регионе и в мире.
Не зря говорили, что в здоровом государстве внешняя политика является продолжением внутренней, только другими средствами. На международной арене Бразилия известна своими последовательными выступлениями в защиту собственных интересов, коллективных интересов латиноамериканских стран, основ мира и международной безопасности.
В начале XXI века в странах Латинской Америки почти одновременно появилась когорта выдающихся политических деятелей патриотического направления: Нестор Киршнер в Аргентине, Лула да Силва – в Бразилии, Уго Чавес – в Венесуэле, Эво Моралес – в Боливии.
Я уж и не говорю о кубинских братьях Кастро.
В 2005 году стараниями этих латиноамериканских патриотов был похоронен разработанный в Вашингтоне план создания общеамериканского рынка. То была старая идея закрепления за США привилегированного положения в Западном полушарии. Сначала претензии Вашингтона именовались «доктриной Монро», потом трансформировались в идеи Панамериканского союза, а теперь их пытались протащить под видом коммерческого проекта. Всем было очевидно, что таким путем США намеревались ограничить доступ в страны Западного полушария своим основным конкурентам – КНР, Японии и Евросоюзу.
В 2006 году начинает формироваться международная организация в составе Бразилии, России, Индии и Китая, позже к ним примкнет Южно-Африканская республика, после чего новое образование получит аббревиатуру БРИКС. Страны БРИКС смотрелись как наиболее быстрорастущие из числа развивающихся стран, к тому же, они располагали большими природными ресурсами.
Бразилия внесла большой вклад в создание новой региональной организации – Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна, СЕЛАК, без участия США и Канады. Это достойный ответ на упорное стремление Вашингтона не выпускать латиноамериканцев из своих цепких когтей. В качестве одного из принципов организации было объявление Латинской Америки зоной, где все возникающие конфликты должны решаться только мирными средствами.
Бразилия последовательно выступала против политики блокады Кубы Соединенными Штатами. Прямым вызовом Вашингтону стало предоставление Кубе крупного бразильского кредита – более 700 миллионов долларов – на реконструкцию порта Мариэль и создание там современного терминала по контейнерным перевозкам. Голос Бразилии громко звучит в межамериканских делах, в 2013 году Рауль Кастро, под давлением именно латиноамериканских лидеров, был впервые приглашен на встречу всех глав государств и правительств американских стран.
Отношения с США развиваются стабильно, внешнеторговый оборот Бразилии с ними вырос с 2003 по 2013 год вдвое и достиг 72 миллиардов долларов: импорт – 44 миллиарда, экспорт – 28 миллиардов долларов. Поэтому на переговорах постоянно возникает вопрос увеличения продаж бразильской сельхозпродукции на рынке США, чему Вашингтон всячески противится.
C 2011 года впервые в истории страны президентом стала женщина – Дилма Руссефф. Она представляет ту же Партию трудящихся, что и ее предшественник Лула да Силва, с которым она тесно сотрудничала, многие годы занимая пост руководителя его президентской администрации. Ранее Дилма сделала неплохую карьеру в своем родном штате Рио-Гранде-ду-Сул, став местным министром энергетики. Интересно, что на свою инаугурацию в качестве главы государства она пригласила 11 женщин – своих сокамерниц по тюрьме.
Это женщина удивительной судьбы. Ее отец, Петр Руссефф, был болгарским коммунистом, вынужденным из-за преследований фашистских властей своей страны эмигрировать в конце двадцатых годов прошлого столетия сначала в Европу, а затем в Бразилию. Дилма родилась от матери-бразильянки, росла в семье, где всегда были сильны левые взгляды.
В 1964 году, когда в стране была установлена власть военных, – что было ответом на рост революционных настроений под влиянием победы кубинской революции – Дилма Руссефф включается в борьбу против диктатуры. Она присоединилась к крайне левым организациям, исповедовавшим военные методы борьбы. Она не принимала прямого участия в боевых акциях, но хранила оружие, обеспечивала связь, подбирала конспиративные квартиры.
В 1970 году, когда Дилме исполнилось 23 года, ее арестовали и бросили в тюрьму, где она провела почти три года. Ее пытали, угрожали смертью, но она вела себя мужественно, даже следователи называли ее «Жанной Д’Арк».
Дилма вышла из тюрьмы закаленным политическим борцом, причем она поняла: в условиях Бразилии прямые военные акции не приведут к желаемому успеху. Она решительно повернула в сторону партийно-политической борьбы. В 2009 году судьба подставила ей подножку: она заболела раком лимфатической системы, но, проявив огромную выдержку и терпение, смогла побороть болезнь и вернуться к активной жизни.
Первые четыре года ее работы на посту президента прошли без проблем. Она, верная своим принципам социальной справедливости, снизила тарифы на электроэнергию, сократила налоговую нагрузку на производство основных продовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину. В октябре 2014 года ее переизбрали, во втором туре Дилма Руссефф получила почти 52% голосов. Все шло, казалось, по накатанным рельсам.
Но во второй половине 2015 года на политическом небосклоне страны стали клубиться тучи, которые не предвещали ничего хорошего для привычной стабильной жизни. Появление признаков непогоды вызвано, в первую очередь, факторами внешнего порядка – изменением конъюнктуры мирового рынка, нам эти «капризы» хорошо известны по скачкам цен на нефть и газ. Обвалились цены на железную руду, товар, который занимает первое место в валютных доходах Бразилии, со 155 долларов за тонну в 2013 году цена упала до 38 долларов двумя годами позже. Резко подешевела соя – второй по значимости экспортный товар Бразилии, только в 2015 году цена на нее упала на 17%. Да и общие объемы продаж стали меньше из-за падения роста китайской экономики.
Когда сокращается доход государства, то, волей-неволей, правительству приходится прибегать к урезанию расходов, и кабинет Дилмы Руссефф был вынужден, как говорят, наступить ногой на горло собственной песне. В минувшем году были ограничены пособия по безработице, потом пришлось урезать пенсионные расходы.
Получилось так, что пострадали социальные слои, на поддержку которых опиралось правительство. К тому же, созданный средний класс, успевший привыкнуть к постоянному повышению жизненного уровня, оказался не готов ни психологически, ни экономически к самоограничению.
Началось падение рейтинга правительства и президента. А тут еще, как на грех, нельзя было сокращать масштабы строительных работ, связанных с проведением в Рио-де-Жанейро в 2016 году летних Олимпийских игр. Вправду говорят, пришла беда – отворяй ворота. В декабре 2015 года в штате Минас-Жерайс произошла крупнейшая в истории Бразилии экологическая катастрофа: прорвало плотину, и в реки хлынул гигантский поток промышленных вод, отходов горнорудного производства. Помимо унесенных 16 жизней, экономика страны понесла урон почти в 500 миллионов долларов. Все макроэкономические показатели покатились вниз, скакнула инфляция, стал увеличиваться государственный долг, выросла безработица.
В таких случаях всегда ищут козла отпущения, чаще всего обвинительный перст оппозиции указывает на главу государства и правительство. Выступать открыто против «популистской» – так неолибералы называют курс, проводимый в интересах широких масс – стратегии правительства политически невыгодно. Поэтому оппозиция стала обвинять Дилму Руссефф в коррупции и финансовых нарушениях якобы допущенных ею в период предвыборной кампании 2014 года. Упреки сводятся к тому, что – вроде бы с ее ведома – приукрашивались статистические данные о положении дел в экономике страны. К этому добавились обвинения в том, что во времена, когда она была председателем совета директоров государственной нефтяной компании «Петробраз», ее топ-менеджеры брали 3% «откатов» у своих клиентов-подрядчиков.
Вот и все недоказанные «обвинения». Но главный политический противник президента, Эдуардо да Кунья, занимает пост председателя палаты депутатов Национального конгресса Бразилии. Он, по конституции – единственное должностное лицо, имеющее право запустить процедуру импичмента против главы государства.
По мнению многих местных экспертов, он решился на крайний шаг – обвинение президента – по причине безвыходного положения. Биография этого политикана очень мутна, против него несколько раз возбуждались дела, связанные с финансовым мошенничеством. В марте прошлого года он под присягой заявил в депутатской комиссии по этике о том, что у него нет счетов в зарубежных банках. Но вскоре прокуратура получила неопровержимые данные: ему принадлежат в Швейцарии счета, где числится 5 миллионов долларов, оформленные лично им по своему паспорту. Разразился скандал.
Эдуардо да Кунья даже предлагал торг членам комиссии по этике, депутатам Партии трудящихся: он не станет поднимать вопрос об импичменте, если они не поддержат обвинения в его адрес.
Сторонники Дилмы Руссефф категорически отказались от подобных махинаций, и тогда Эдуардо да Кунья, закусив удила, пустился во все тяжкие, начав юридический процесс по отстранению президента от должности.
Политическая система Бразилии достаточно сложна, чтобы можно было быстро осуществить «государственный переворот» законными средствами. Начнем с того, что политическая палитра страны представляет собой, по выражению испанской газеты «Паис», «чистый сюрреализм»: в Бразилии действуют 36 официально зарегистрированных партий. В государственных органах рассматриваются заявки на создание еще 20 новых партий, так что красочное лоскутное одеяло налицо.
В нижней палате парламента – палате представителей – у фракции Партии трудящихся всего 66 мандатов из 512. Нынешние противники Дилмы Руссефф в лице Партии демократического движения Бразилии, одним из лидеров которой является Эдуардо да Кунья, имеют чуть больше. Все решения, принимаемые парламентариями – результат сложных многоходовых комбинаций по составлению коалиций или их распада. Никто не берется предсказывать наверняка, каким будет окончательное решение палаты. Для полноты картины «сюрреализма» добавлю еще штрих: например, комиссия по этике состоит из 20 человек, половина из которых находятся под следствием. А на президентских выборах 2014 года Партия трудящихся выступала в блоке со своим теперешним злейшим врагом, Партией демократического движения…
Согласно установленному регламенту, теперь следует создать комиссию из членов палаты представителей. Депутаты должны опросить президента, после чего вынести решение: следует ли передавать дело на рассмотрение пленарного заседания палаты. Палата, большинством в две трети голосов, может принять постановление об отправке дела для принятия решение в сенате. В этом случае президент на 180 дней будет отстранен от исполнения своих обязанностей, а сенат в составе 81 человек должен будет обязан «вынести вердикт» – опять-таки, большинством в две трети голосов.
Этот механизм еще ни разу не запускался в Бразилии, но эксперты полагают, что, если «колесики» закрутятся, то на все про все понадобится не менее 6-8 месяцев. Конечно, жить такой стране, как Бразилия в «подвешенном состоянии», никак не желательно. Кроме негативных последствий, от подобного развития событий ждать нечего.
Поэтому нельзя не приветствовать решение Верховного суда, который постановил временно прекратить процесс импичмента. Конституционное право у него на это есть. Сама же Дилма Руссефф настаивала на быстрейшем рассмотрении «вопроса» в интересах страны.
Ее сторонники уверены: даже если дело будет передано на рассмотрение палаты представителей, то у президента найдутся 199-200 голосов, чтобы сорвать политическую авантюру неолибералов. Действующего главу государства поддерживают 17 из 27 губернаторов штатов страны.
Прогнозировать развитие событий рано. Хотя слабость обвинений в адрес президента, заметная заинтересованность ответственных политических сил в стране в сохранении стабильности в период экономических трудностей и в год проведения Олимпиады в Рио-де-Жанейро дают основания полагать, что противникам Дилмы Руссефф легко и просто не удастся провести государственный переворот мирными средствами.
Николай Леонов
Источник: stoletie.ru