Кремль всегда ставил на Башара Асада, и заявления Путина об ошибках сирийского лидера и возможных путях выхода из кризиса в Сирии – это маневр в политической игре. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал доктор исторических наук, член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко.
«Вся ставка Кремля и Путина изначально была сделана на Башара [Асада], и он является тем столпом политики, без которого присутствие России в Сирии было просто-напросто невозможно. Это совершенно очевидно. Более того, «сдавать» его, несмотря на то, что к Башару почти все на Ближнем Востоке очень плохо относятся, было бы признанием нашей слабости. А так Россию уважают хотя бы за то, что она берегла так долго своего сукина сына – поскольку поскольку это ее сукин сын.
Поэтому ситуация тут очень непростая. Более того, я думаю, что если Башар уйдет, то Россия тоже оттуда достаточно быстро вынуждена будет уйти. Но почему вдруг возникла вот эта тема – пока что, кстати, на уровне спекуляций о том, что Россия еще не обсуждала вопрос о том, чтобы дать ему политическое убежище? Ну, во-первых, решение еще не принято, это совершенно очевидно. Как оно будет приниматься, тоже еще непонятно. И будет ли оно вообще приниматься… И потом: оно будет приниматься при условии, если будут выборы, на которых Башар не победит. А если эти выборы будут, во всяком случае, в той ситуации, которая сейчас там есть, то он может и победить. Так что я бы сказал, что это очень двойственный подход, очень хитрый, который ни к чему Россию не обязывает.
Кстати говоря, вопрос о переезде Башара в Россию обсуждается не впервые. В первый раз это было спустя несколько месяцев после начала сирийской войны. Тогда такая идея возникла, потому что казалось, что ему не удастся эту ситуацию разрулить, а он все-таки был союзником России – да он всегда был союзником России. Так что это был не первый случай. А что будет дальше, будет зависеть от того, будет ли достигнут консенсус между Россией и партнерами.
Но то, что Путин это произнес, показывает, что Россия в принципе готова если не на уступки идти, то, во всяком случае, более глубоко искать консенсус. И такой намек, что Башар – не единственный человек в Сирии, который мог бы поддерживать Россию (намек или замечание, как угодно можно это комментировать), это совершенно естественно. Но я повторяюсь: я лично не могу представить себе другого политика, который так четко соглашался бы на российское присутствие, поддержку России и так далее. В общем, начинается игра. К чему она приведет, пока непонятно, но Россия маневрирует», – объяснил Малашенко.
Напомним, о том, что президент Сирии в конфликтной ситуации, сложившейся в стране, допустил ошибки, президент России Владимир Путин заявил в интервью немецкому журналу Bild. Вторая часть этого интервью была обнародована 12 января. В интервью также затрагивались вопросы предоставления Асаду политического убежища и урегулирования ситуации в Сирии путем конституционных реформ.
Источник: polit.ru