Прошедший год стал для россиян годом надежд и ожиданий, тревог и волнений. Обозначился ряд важных тенденций. Как будут наметившиеся тренды развиваться дальше, с учетом работы пропагандистской машины, предсказать сложно. Переквалифицируются ли они из значимых в знаковые в судьбе страны, или угаснут, растворившись в восторге по поводу анонсируемых успехов, покажет время. Но улавливать изменения общественного мнения, безусловно, важно.
ЭНТУЗИАЗМ И ПОДДЕРЖКА ВЛАСТЕЙ
Прошедший год ознаменовался новым рекордом поддержки власти населением — в июне рейтинг президента на фоне начала сирийской кампании достиг почти 90%. Затем восхищения масс несколько приутихло. Мониторинг общественного мнения в контексте отношения народа к решениям власти показал, что имевший место энтузиазм населения и поддержка политических элит в конце года начали постепенно уменьшаться. Численность россиян, поддерживающих власть, снизилась, а группа граждан, находящихся в оппозиции, увеличилась. Поддержка власти остается неестественно высокой, но явно наметился некоторый спад позитивного настроя. Продолжится ли эта тенденция, в значительной мере будет зависеть, во-первых, от того, каковы будут итоги сирийской кампании и как они будут преподнесены россиянам, во-вторых, от продолжения и направленности внешнеполитической активности элит, в-третьих, от внутриполитических процессов (в первую очередь от степени нарастания социальных проблем).
Рис. 1. Динамика соотношения групп россиян, поддерживающих власть, критикующих ее и относящихся к ней равнодушно [1]
Колоссальная поддержка действующей власти соседствует с явными пессимистическими настроениями относительно ближайшего будущего страны. Рейтинги ведущих политиков последовательно растут, при этом увеличивается доля россиян, отмечающих ухудшение материального состояния, опасающихся безработицы и снижения заработной платы, указывающих на резкое подорожание продуктов.
Ситуация парадоксальна. В обществе преобладают тревожные оценки состояния российской экономики, благосостояние граждан ухудшается, а рейтинги все-равно остаются достаточно высокими. Объяснить диссонанс можно тем, что сейчас в сознании россиян значимость внешнеполитических угроз преобладает над важностью угроз материального характера. Не хлебом единым жив человек, а русский тем более. Самопожертвование и терпеливость мы наследовали в избытке, в ходе многовековой истории усвоив тяжелый урок — война страшна, но противостояние агрессорам — дело святое. Перед лицом внешней угрозы население сплотилось, демонстрируя готовность временно поступиться личными интересами в пользу интересов страны.
НАРАСТАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
Беспокойство в социуме постепенно нарастает. Особенно это стало заметно к концу года, когда по стране прокатился ряд забастовок, когда социологические агентства зафиксировали рост тревожных настроений в обществе. Опасения постепенно концентрируются и формируют довольно серьезный фон социального напряжения. Как показали опросы, к концу года степень беспокойства по поводу международных конфликтов и военных столкновений, в которые была втянута наша страна, превысила традиционно преобладающий уровень тревоги относительно роста цен и обесценивания личных сбережений. Индекс страхов, отражающий уровень тревожности в российском обществе за год вырос в два раза. Эти настроения сопровождаются опасением нарастания волны новых террористических актов, совершаемых на территории нашей страны. Кроме того, россияне отмечают возросшую вероятность дальнейшего ухудшения отношений между Россией и западными странами, вплоть до военных действий (по данным опросов, почти каждый второй житель нашей страны считает возможным развязывание войны с Западом).
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ СНИЖАЕТСЯ
Это отмечает каждый второй россиянин. Причем, такие оценки зависят от объемов заработка — беднейшие слои населения сразу заметили ухудшение в этой сфере, а среди тех, кто имеет доход повыше, большинство особых перемен к худшему пока не наблюдает и говорит, что в целом все остается на прежнем уровне. А вот от места жительства россиян оценки практически не зависят — как в крупных городах, так и в селах, большая часть населения отмечает ухудшение материального обеспечения.
Рис. 2. Ответы россиян на вопрос «В этом году ваше материальное положение, материальное положение вашей семьи в целом улучшилось или ухудшилось?»
Тяжелые времена в первую очередь ударяют по беднейшим слоям населения, но в текущем году за чертой бедности оказался уже каждый шестой человек, а если ориентироваться на категории людей, которые в социологических опросах указывают, что им хватает средств только на еду или на еду и одежду, то каждый второй. В дальнейшем доля малоимущих, благодаря валютному кризису и проводимой ЦБ финансово-экономической политике, будет только увеличиваться.
ВРАГИ, КРУГОМ ВРАГИ
Одним их факторов консолидации общества остается образ врага, который активно муссировался в СМИ и подстегивал соответствующие настроения масс. Если сопоставить пики рейтингов ключевых политических фигур с тем, как менялось отношение россиян к западным государствам и некоторым странам постсоветского пространства, то несложно заметить следующий эффект. Явный рост рейтингов правящей элиты сопровождался столь же резкой эскалацией враждебных настроений по отношению к какому-либо государству. В 2015-м году цепочка была следующей — Украина, США, ИГИЛ, Турция. Один оппонент передавал эстафету другому. А ведь этим достигался очень важный эффект — внешний враг заслоняет врага внутреннего, и такие проблемы, как несовершенство экономической и финансовой политики, коррупция, непрофессионализм чиновников и т. д., начинают казаться не столь существенными и отодвигаются в сознании масс на второй план.
ВОЗМУЩЕНИЕ И БЕСПОМОЩНОСТЬ
Несколько раз за год общественность довольно бурно выказывала недовольство по поводу неоднозначных событий, связанных с представителями политической элиты. Досрочное освобождение Е. Васильевой, награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» премьер-министра, номинирование ведущего экономиста статусом «лучшего главы ЦБ» враждебным Западом, скандал вокруг генерального прокурора В. Чайки — реакции властей на оскорбленное чувство справедливости народа не последовало. Все то, что вызывало явное недовольство масс, осталось без изменений, элита мнение населения учесть не поспешила, не посчитав нужным обращать на него внимание.
ОЦЕНКИ И ОЖИДАНИЯ
Оценивая прошедший год, большинство россиян пришло к выводу, что он оказался явно труднее, чем предыдущий. Таково мнения, согласно социологическим опросам, придерживается от 47% до 60% населения. Эта ситуация практически идентична той, что наблюдалась в кризисном 2009-м году, а также в 90-е годы ХХ-го века. Каждый четвертый оценил уходящий год как плохой, а такого в текущем столетии в нашей стране еще не наблюдалось вовсе. Прогнозы россиян на будущее довольно пессимистичны — впервые за шесть последних лет число тех, кто считает дальнейшее понижение уровня жизни в России неизбежным, превысило долю оптимистов.
Рис. 3. Ответы россиян на вопрос «Как вы думаете, качество жизни в нашей стране в 2016 г. снизится, повысится или не изменится?»
В Новогодние праздники не принято поддаваться унынию, но драма, разворачивающаяся в России при непосредственном участии россиян, грозит в скором времени переквалифицироваться в трагедию. При всем традиционном оптимизме нашего народа и его бесконечном терпении и жертвенности, без серьезных политических перемен, по всей видимости, обойтись в будущем году будет сложно.
Надежда Хвыля-Олинтер
Источник: rusrand.ru