До сих пор единственной, сколько-нибудь рентабельной промышленной отраслью Украины оставался оборонно-промышленный комплекс. Точнее, его остатки в виде нескольких десятков цехов, разбросанных по всей умайданенной державе.
Не теряющий бодрости предпраздничный враль Яценюк сообщил, что по результатам работы в 2015 году государственный концерн «Укроборонпром» вышел из убыточного состояния и задекларировал серьезную прибыль. Видимо, даже с учетом традиционных погрешностей честности Яценюка можно предполагать прибыльность торговли оружием и некими успехами реструктуризованного ОПК.
С конца 90-х Украина традиционно входила в двадцатку экспортеров вооружений и военной техники, а в 2012-м даже заняла четвертую позицию. Это происходило, прежде всего, за счет поставок, ремонта и модернизации образцов техники и вооружений еще советского производства, главным образом бронетехники, самолетов, вертолетов и артиллерии.
Довольствуясь советским наследием, Украина перед самым госпереворотом пыталась продвигать и самостийные достижения: БТР-3, БТР-4 и перехваленный танк «Оплот». Новая бронетехника уходила в Китай, Ирак, Нигерию, Таиланд, а старье вроде БМП-1, 122-мм пушек Д-30 закупали Судан и Эфиопия. Иногда удавалось спихнуть африканцам Су-25. Даже поставленный КНР десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 оказался копией российского «Зубра» проекта 12322.
Украинская оборонка оставалась на плаву исключительно благодаря ныне проклинаемому и отторгаемому советскому наследию, особенно в отношении стрелкового оружия. В 2013 году Украина продала 8303 пистолета (только в США ушло 4 тыс. единиц), 150 тысяч винтовок и карабинов, автоматов и пулеметов.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 2013 году Украина заняла 8-ю строчку в рейтинге экспортеров оружия, опередив Италию и Израиль, а «Укроборонпром» занял 58-ю строчку в мировом рейтинге ста крупнейших поставщиков вооружений. Причем одним из основных импортеров украинской оборонной продукции была Россия.
Потом настали «шоколадные времена». В смысле – коричневые. В 2014 году показатели экспорта украинских вооружений (даже по стрелковому оружию) ощутимо снизились, вместе с рейтингом. Украинские аналитики отчего-то связывают эти показатели с падением курса гривны, забывая о практически выбитой бронетехнике и авиации в летних боях 2014 года и в дебальцевском «котле».
Теперь качественный советский продукт Киев предпочитал чинить и отправлять на фронт (так называют на Украине линию соприкосновения на Донбассе, забывая о так называемой АТО), а новейшие (уже знаменитые своим низким качеством) образцы своего (украинского) продукта толкать азиатам и африканцам. А образцов выпускались единицы…
И вот после пинков у Иловайска и Зеленополья Турчинов с Порошенко сами стали покупать «боевые жестянки» США и Великобритании.
Причем Украина еще продолжала торговать оружием с заявленным «агрессором Россией» и ее союзниками по ОДКБ, продавая Казахстану и Белоруссии советские же ракеты и вертолеты. Но в 2015 году, после окончательного разрыва военно-промышленного сотрудничества с Россией, украинские показатели стали еще ниже.
Наследие советского ВПК тает, но ещё приносит выгоду.
Более того, на днях директор «Спецтехноэкспорта» Павел Барбул заявил, что необходимо добиваться большей прозрачности и предсказуемости государственных органов в процессе принятия решений в сфере оборонки. В частности, он отметил: «Я полностью согласен с решением не продавать стрелковое оружие или бронетехнику со складов — оно нам самим нужно. Но не разрешать экспортировать то, в чем мы не имеем потребности и что очевидно и понятно всем, — это как минимум странно. Те объемы денежных средств, которые мы могли бы дополнительно привлекать в страну, помогали бы закупать украинским военным новую технику и вооружение».
Видимо, пришло другое время – время натовских стандартов. Генеральный директор концерна Роман Романов днями заявил, что программой развития отечественного ОПК «Украинский щит» «предусмотрен максимальный переход «Укроборонпрома» на стандарты НАТО до 2020 года», после чего «Укроборонпром» будет разрабатывать новейшие виды техники с привлечением мировых партнеров».
Заявление можно было считать серьезным, если бы Романов не украсил его пустыми разглагольствованиями о стратегическом направлении «удовлетворения потребностей украинских военных», дальнейшей реструктуризации, вертикальной интеграции и прочей дребедени, с помощью которой третий год полощут мозги украинского налогоплательщика.
Главным элементом речи Романова, поставившим под сомнение успешность затеи, есть опус о том, что «президент поставил перед нами задачу вывести оборонно-промышленный комплекс Украины в пятерку мировых лидеров, и мы уверенно идем этим путем». Мир уже третий год наблюдает, как Порошенко ставит задачи, ни одна из которых пока не выполнена. Так будет и с этой.
Что же скрывается за переходом на натовские стандарты? Это вроде Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Майданутые поддерживают, хотя последствий не знают, и знать не хотят.
Тем временем производство вооружений странами НАТО регламентируется (их сегодня до полутора тысяч) стандартами STANAG (STANdardization AGreement), брюссельского агентства по стандартизации альянса NSA (NATO Standardization Agency), возглавляемого нынче генерал-майором непобедимой литовской армии грибаускайтрыцарем Эдвардасом Мажейкисом.
В 2014 году украинские «оборонцы и генеральцы» совместно с представителями НАТО разработали и приняли дорожную карту стандартизации на 2015–2018 годы. Отметим, что натовскую «солидность» представляли Польша и Чехия, а сам документ был подписан на семинаре, организованном трастовым фондом Украина-НАТО по логистике и стандартизации. По сути, это большой круг бумажной возни, по которой пустили Украину, также как в вопросе с окончательной евроинтеграцией.
Главной проблемой перехода украинского ОПК «под НАТО» есть поиск новых партнеров по кооперации после разрыва военно-технического сотрудничества с Россией и неизбежного охлаждения сотрудничества с Китаем.
Не забудем, что западным корпорациям конкурент особенно ни к чему, что демонстрируют нервозные и безуспешные попытки «Антонова» – главного козыря украинской оборонки.
Украинские журналисты с прилипшими улыбками, прямо скажем, оптимистов-идиотов рассказывают о переговорах с Lockheed, Textron, Airbus, Boeing, BAE Systems. Но, как и заведено у украинских журналистов, они молчат, что никаких конкретных результатов не достигнуто.
Молчат о том, что в большинстве своем переговоры сводятся не к экспорту, а к закупкам Украиной оборудования вроде станций контрбатарейной борьбы, оптики, тепловизоров и обуви.
Киев очень надеется на Канаду и тамошнее бандеровское лобби, которое уверяет, что канадцы (тоже знатные оружейники) примут участие в строительстве украинского разведывательного спутника, а канадские Bombardier и Magellan Aerospace помогут в развитии авиапрома. Но пока укро-канадский оружейный прорыв тоже ограничен лишь рамочными соглашениями.
Остаются турки. Обострения отношений Анкары и Москвы – главная надежда оружейной лавки Порошенко. Некоторые соглашения были достигнуты на выставке вооружений IDEF-2015 в Турции, теперь, опять же по информации укро-СМИ, Киев собирается даже ракеты для Турции производить, а еще авиадвигатели и БТР. Но это тоже лишь планы.
То есть с партнерами – не густо, и пока стандартизация тускло светит лишь некоторым украинским военным заводам стать сборочными цехами евро-американской техники, что не отрицает замгендиректора «Укроборонпрома» Сергей Пинькас.
С советской техникой, надежность которой признает и сам Киев, предпочитая «Оплоты» продавать, а на Донбасс отправлять Т-72 и Т-64, тоже придется постепенно расставаться. Приводить «к стандартам» даже экспортные украинские недоделки – дело недешевое. Так что вскоре украинский ВПК может перейти на изготовление козацких шаблюк и пистолей…
Но что же так соблазняет порошенковщину в пресловутой натовской стандартизации с такими перспективами? Ключевое слово этого киевского проекта – финансирование.
Техническое переоснащение предприятий «под НАТО» требует значительных средств, которых у Киева нет, а значит, это серьезная заявка на получение очередного кредита, которые сегодня Запад собирается давать с большим скепсисом. Так что натовские стандарты для режима Порошенко всего лишь прибыльный проект, вроде борьбы с коррупцией. А украинский ОПК? Да нужен ли он людям, разваливающим государство.
А тут (уж как-то очень своевременно) прозвучал сигнал от посла Украины Валерия Чалого. Мол, в ближайшие месяцы Украина начнет получать военную помощь от США. Это означает, что американцы загрузят заказами свою оборонку, чтобы помогать Украине «сдерживать» Россию и разваливать украинский ОПК. Порошенковщина продолжит ликовать, но денег под натовскую стандартизацию не получит…
Дмитрий Самойленко
Источник: odnarodyna.org