Существует несколько держав, лежащих вдоль наших границ, с которыми Россия еще не успела поссориться и с которыми не обменялась пакетом экономических санкций. Северная Корея в этом смысле почти идеальный вариант: экономика этого нашего партнера находится в таком состоянии, что санкции при всем желании накладывать не на что. И опасности для идеалов импортозамещения ноль.
Беда пришла, откуда не ждали: на прошедшей неделе Пхеньян заявил о первом успешном испытании водородной бомбы.
Напомним, Северная Корея ведет испытания ядерного оружия вопреки ограничениям, наложенным на страну ООН. Официальный мотив для этого — агрессия со стороны США, о чем с пафосом заявляют ведущие северокорейского телевидения. Кстати, нашим сторонникам «радиоактивного пепла» есть чему поучиться у коллег, придерживающихся чучхе.
Северокорейский режим в принципе черпает свою легитимность из риторики осажденной крепости (помимо прямого насилия в отношении граждан), а это значит, что он должен регулярно заниматься шантажом остального мира и созданием угроз.
Нынешние испытания атомного оружия в стране стали четвертыми с 2006 года, было зафиксировано землетрясение магнитудой 5,1, и все это не на шутку встревожило весь мир, в первую очередь азиатских соседей Пхеньяна, а также США.
Сам факт испытания именно водородной бомбы остается под вопросом — многие эксперты считают, что это всего лишь пропагандистский ход северокорейского режима, а в действительности мощность взрыва была недостаточно сильной и сопоставимой с испытаниями обычных атомных бомб, которыми Пхеньян и так уже обладает. Более уверенно можно говорить о поводе для взрыва — он приурочен ко дню рождения «блистательного товарища» Ким Чен Ына, которому исполнилось 33 года (по другим данным, 32).
В мае в Пхеньяне пройдет седьмой съезд Трудовой партии Кореи, первый за 36 лет, — к нему нужно тоже приурочить некоторые достижения народного хозяйства. Теперь Ким Чен Ын может подкрепить свой авторитет ссылкой на то, что в военной сфере ему удалось превзойти достижения своего отца.
Так логика существования авторитарного режима распространяет свои риски на весь мир с единственной целью — сохранения власти у членов правящей группировки.
Основным международным игроком, позиция которого будет определять развитие северокорейского кризиса, остается Китай. В 2013 году после предыдущих атомных испытаний Пекин поддержал резолюцию ООН о продлении санкций в отношении своего соседа и союзника. Тем не менее главная тревога Китая не только ядерное оружие в руках Кимов, но и перспективы коллапса Северной Кореи и миллионы беженцев на своей границе.
Россия может выступить в уже привычной для себя роли переговорщика по северокорейскогому вопросу при условии, что у нас хватит для этого ресурсов. Параллельно другой друг России, Иран, ввязался в прямое противостояние с Саудовской Аравией, а косвенно традиционно поддерживающими ее США. Ситуация с Ираном совершенно иная, поскольку поводом для конфликта в данном случае стала казнь шиитского проповедника саудитами. Но Россия снова вынуждена принимать на себя риски, заявляя о своей готовности к посредничеству в конфликте.
Вопрос в том, какую цену готовы заплатить в Москве за примирение всех наших беспокойных друзей и чем эти друзья готовы компенсировать российские миротворческие амбиции.
Кирилл Мартынов
Источник: novayagazeta.ru